Таланты и поклонники
- 140 минут
- 12
- В архиве
Пересечение разных сознаний и восприятий уже несет в себе новое… А в выборе актеров, по мысли Товстоногова, заключается решение спектакля. Новое зрелище пополнилось многими молодыми артистами, произошли изменения и в основном составе. Сам конфликт извечно актуален: в мире искусства (не будем лукавить, и во многих других сферах жизни социума) все решают деньги и связи. Как всегда, у Островского, блестящий текст, который с удовольствием произносят актеры: «К чему такая деликатность при нашей бедности?», «Мы и без афиш везде разблаговестим», «Все мы люди, все мы человеки», «Дуэль? Зачем? У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок. Я просвещаю, а вы развращаете».
Но главные носители идеи – персонажи. Сцены Домны Пантелеевны (Ольга Сергун, Лариса Дубинина), исполненной простых житейских надежд обрести счастье, и Мартына Нарокова, старого помощника режиссера (Борис Руденко, Игорь Школин) мастерски воссоздают завязку – начало искусной интриги. Опытные актеры, насытив роль необходимыми приспособлениями, органично взаимодействуют с партнерами. В развитии действия каждый актерский рисунок по-своему интересен: Иван Семенович Великатов (Виктор Степкин), отнюдь не змей-искуситель, простоватый «мужичок», хваткий и энергичный, его соперник, несмотря на скучноватые монологи, чистый, порядочный, обаятельный Петя Мелузов (Дмитрий Трубкин, Виталий Сосой), делец-антрепренер активный Гаврила Мигаев (Владимир Михайлов), претендующий на аристократизм Григорий Бакин (Евгений Сизов, Александр Ревва), уверенная в себе, расчетливая, но несчастная Смельская (Ирина Разумова, Татьяна Гашенко) спивающийся красавец-трагик (Виктор Миранчук), и, наконец, сладострастный интриган князь Ираклий Дулебов (весьма изящно преподнесенный Игорем Малаховым).
Но в центре истории, конечно, Сашенька, провинциальная актриса. «По традиции, исполнительницы роли Негиной оправдывали свою героиню, бросающую жениха-студента и идущую на содержание к богатому купцу. Оправдывали любовью к сцене (богатый меценат обещает свой театр) или внезапным чувством к Великатову, – так рассказывают историки театра. – Островский, сам когда-то переживший похожую ситуацию, брошенный актрисой ради богатого купца, был снисходителен к своей героине, позволяя ей уехать победительницей». Л. Ермолаева дает актрисам право выбора, поворачивая их при этом лицом к жизни. Сашеньке Негиной, молоденькой, хорошенькой, талантливой (актриса О. Чиченкова) снисходительность не свойственна, она резка и расчетлива, при потрясающем обаянии. Ее Негина делает выбор вполне сознательно. Гораздо мягче раскрашивает роль Анна Бодрова. Совестливая, милая, с осознанными моральными ориентирами. Но, к сожалению, девушки решают свою судьбу не в пользу любви. А ведь простодушная маменька искренне хотела иного: «Я свою дочь держу на замужней линии»… В первом случае (для О. Чиченковой) развязка – это победа! Ведь женщина интуитивно на стороне силы. Во втором, в рисунке А. Бодровой, сквозит легкая печаль о призрачном счастье, в вечном ожидании которого она растерянно взметнулась навстречу звукам уходящего поезда…