БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Чтобы сердце не превратилось в лед

Чтобы сердце не превратилось в лед

Чтобы сердце не превратилось в лед…

Сегодня почему-то прочно утвердилось мнение, что детей прежде всего нужно развлекать.  Мультики с телеэкрана и с просторов Интернета несут исключительно развлекательную функцию. Задавать жизненные ориентиры немодно, а значит, не нужно. И, пожалуй, только в театре современные дети могут встретить настоящие сказки, которые помогают задуматься, что помимо тебя, есть еще и другие люди. И подсказывают -  помогая другому, ты для себя делаешь гораздо больше.

Две новогодние постановки омского театра «Студия» Любови Ермолаевой - «Новый год для малышей» и «Снежная королева» - как раз об этом. 

Для самых маленьких Елена Устинова поставила спектакль по мотивам румынской сказки про солнышко и снежных человечков. В двух шагах от малышей, которые вместе с родителями рассаживаются прямо на сцене, бабушка с дедушкой разыгрывают кукольный спектакль про снеговика и солнышко.

- Малышам сложно, когда персонажей много, потому вместо нескольких снежных человечков у нас один снеговик, - поясняет режиссер.

Но сначала, разумеется, с помощью маленьких зрителей бабушка с дедушкой  наряжают новогоднюю елку. Ведь это спектакль-праздник. Потом начинается зимняя сказка:  «Это было давно. На дворе стояла зима, белая, сверкающая… Повсюду - на земле, на крышах и на деревьях лежал белый серебристый пух». В общем, было так холодно, что снеговик, которого слепили ребятишки, неожиданно ожил. И очень этому обрадовался.  И вот потешный снеговик отправляется в путь -  попросить солнышко не приходить, ведь ворона сказала, что он тогда растает. В лесу ему встречаются белочка, трусливый зайчишка,медвежонок -  все замерзли, у всех кончились запасы… Снеговик отдает замерзшим зверушкам свою шапку и шарф, а голодному зайцу - морковку, тут же приспособив в качестве носа шишку.

Он уже не радуется зиме: «Как может быть хорошо, когда другим плохо?».  Снеговик просит ворону наоборот попросить солнышко поторопиться.

Появилось солнышко, снеговик растаял, но на этом месте тут же вырос улыбающийся подснежник.  А зимой снова будет снеговик - Дед Мороз заверил малышей, что хорошо с ним знаком.

- Я искала именно зимнюю историю и хотелось, чтобы она была простой по содержанию, но глубокой по смыслу. Тут герои знакомые и любимые маленькими детьми: зайчик, белочка, медвежонок, ворона... Эта сказка с грустным концом, но, как и все хорошие сказки очень мудрая! Может сейчас малыши и не поймут всего, но обязательно запомнят Снеговика который захотел чтобы всем было хорошо!, - рассказывает Елена Устинова.

«Снежная королева» в постановке томского режиссера заслуженного деятеля искусств РФ Натальи Корляковой - это, скорее, мистерия, которая многое может открыть и взрослому зрителю. Автор инсценировки - актер театра «Студия» Виталий Романов адаптировал текст Андерсена для юных зрителей. А кроме того, написал тексты песен, которые звучат в спектакле.

Получилось яркое и музыкальное сказочное действо на искрящемся фоне цвета зимней синевы. Сначала летящий снег, потом -  театр теней. В красном свете кривляется уродливый тролль, сделавший зеркало, в котором все прекрасное становится безобразным, звенит разбитое стекло: «С тех пор прошло много лет, но осколки зеркала все еще летают по свету». Да, модное в современном обществе отношение к красоте наводит на определенные мысли…

Но тут же появляются ангелы в белых одеждах - расставляют красивые домики со светящимися окнами, изображая город, в котором происходит действие, сыплют на них снег. И говорят: «А давайте забудем про страшное». Уже начинается новогодняя сказка - Кай несет на плече елку, а в мансарде зимой цветут розы...

Причем ангелы участвуют в этой сказке не только в качестве зрителей - они, например, держат вырезанное из бумаги окошко с морозными узорами, в которое смотрят Кай (Александр Тихонов) и Герда (Ольга Постоногова).

И вот уже заколдованный Кай раздраженно  отталкивает Герду. Малыш, сидящий на соседнем со мной ряду шепчет маме: «Его заколдовали». А взрослый человек видит легко читаемые символы.

Уютный теплый дом и мир вечной зимы, в котором царствует величественная и прекрасная Снежная Королева, внезапно пересекаются. Ледяная королева (Ирина Разумова) манит мальчишку сверху - действие происходит в двух пространствах, на двух уровнях -  из другого мира. И Кай идет к ней - сколько бы Герда не пыталась его удержать…

Вместо цветущих роз теперь - розы замерзшие, вместо радости - печаль. Заботливая Бабушка (Лариса Дубинина) сидит, обняв Герду. Но что она может сделать? Только чай с лимоном…

А Герда настроена действовать - она надевает пальто и шапку вполне современного вида (временной сдвиг приближает сказку к зрителю). И выбегает в метель.

В следующей сцене девочка буквально падает от усталости - ведь она в пути уже несколько месяцев.  Рядом с ней кружатся в танце фигуры в узорных зеленых плащах, в цветочных венках и золотых масках. Хозяйка волшебного сада (Анна Сосой) -  милая дама в шляпе, украшенной цветами, совсем не похожа на Снежную Королеву. Она вообще фею ничуть не напоминает - просто прекрасная садовница, которая относится к измученной девочке с участием. Но прекрасный сад оказывается зловещим – это сад забвения.

Оказывается, цветы когда-то были людьми, но решили забыть свою прежнюю жизнь, в которой было столько страданий и окунулись в радость и веселье.

Урок первый - если жить одним весельем, в итоге забудешь самого себя…

Все персонажи - очень яркие, и встреча с каждым из них что-то открывает для юных зрителей. Прекрасные Цветы - позабывшие, кем они были изначально. Весьма милое семейство ворон - Карл и Клара. Принцесса (Екатерина Романив) - вроде бы совершенно гламурная, выражаясь современным языком особа, но какое участие она проявляет, столкнувшись с чужой бедой…

Урок второй - люди не всегда те, какими кажутся…

Следующая сцена еще раз напоминает об этом. Маленькая Разбойница (Полина Романова), которая не расстается с пистолетом и заставляет плясать под свою дудку всю банду разбойников, делится едой с Гердой и помогает ей отправиться дальше на север.  Перед расставанием такие разные девочки обнимаются как сестры...

И вот Герда уже во владениях Снежной Королевы. Северный олень просит мудрую Лапландку колдовством сделать девочку сильнее, но та отвечает:

- Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Разве ты не видишь, как велика ее сила?

Герда, узнав, что Кай совсем рядом, убегает из дома лапландки босиком.  Путь ей преграждает свита Снежной Королевы и сразу становится ясно, что царство ледяной королевы - это царство мертвых, откуда не возвращаются. Поднимается метель - ее изображает колеблющаяся ткань. Герда идет вперед, борется с незримым ветром -противостоять стихии человеку очень сложно и только любовь может дать силы. Падает и снова встает. А потом ее все-таки накрывает снежная пелена. И тогда вмешиваются ангелы - они отогревают смелую девочку...

Но Кай во дворце Снежной Королевы совсем не рад названой сестре. Ведь он ее не узнает. Герда плачет, и ее слезы растапливают осколок льда, попавший Каю в сердце.

Теперь Снежная Королева над ними уже не властна. И звучат главные слова: «Сердце может превратиться в лед и без волшебства, стоит лишь стать равнодушным и жестоким». То есть, такой человек перестает быть самим собой. В спектакле это показано весьма наглядно.

Потом будет дом, улыбающаяся бабушка, и цветущие розы… И финальная песня, в которой несколько раз повторяются слова «мир исцеляет любовь» (автор музыки Степан Пономарев (Томск), текст Ирины Яблоковой).

Так магия театра позволяет поведать юным зрителям о самом главном, при этом обойдясь без скучного морализаторства.

Елена Мачульская, Омск