Грустные и смешные шукшинские истории
Грустные и смешные шукшинские истории
Когда идёт репетиция, далеко не каждый режиссёр пустит журналистов в зрительный зал. Оно и понятно: костюмы дошиваются, декорации доделываются. В театре «Студия» Любови Ермолаевой например, ещё ждут… бороды - они на подъезде к Омску.
Для «АиФ в Омске» режиссёр новой постановки по рассказам Василия Шукшина «Вот как бывает!» Игорь Малахов сделал исключение. Мы побывали на одной из репетиций, которые идут в театре практически с утра до ночи, вдоволь насмеялись, слегка погрустили, а потом задали свои вопросы.
По жизни с автором
- Игорь Викторович, почему взялись за Шукшина?
- Мы от Шукшина не отворачивались, это была наша любимая тема, наши любимые спектакли, наши любимые роли. У нас в репертуаре была постановка «А поутру они проснулись», затем вторая часть, «Светлые души». Но поскольку спектаклю было больше 15 лет, с ним попрощались, он уже себя изжил. Однако с самим Шукшиным расставаться не хотелось. У меня как у режиссёра был такой неимоверный «зуд» - вернуться к Василию Макаровичу. И вот оно получилось.
- Знаю, что у вас будет целых 10 рассказов-историй Шукшина. Как вы их выбирали?
- Выбирал в первую очередь таким образом, чтобы раскладывались на нашу труппу, с одной стороны, с другой – чтобы по тематике и актёрского исполнения, и шукшинского видения всё это сочеталось. И ещё аспект: жанр спектакля у нас - «Житейские истории, грустные и смешные». Поэтому вначале начинаем серьёзными «Материнское сердце», «Осенью», «Верую», а потом уже переходим на более весёлую тему.
- Это не повтор тех, что уже были, новые рассказы?
- И рассказы другие, и жанр. Если в прежних спектаклях у нас было человек 10 занято, то здесь почти вся труппа. Когда мы начали работать, я понял, что каждый рассказ - это как маленький спектакль. А над спектаклем работа непростая. Кажется, возьми Шукшина, там всё легко, смешно, чудики, а когда столкнулись с этой работой, оказалось, всё не так.
Интересно, что и актёры на этом материале стали раскрываться по-новому. Предлагаешь роль – кажется, человек подходит. А начинаешь репетировать – оказывается, не только подходит, человек начинает фонтанировать! Актёры открываются с неожиданной стороны.
Помимо этого у нас в спектакле очень много песен. Каждый рассказ завершается частушкой, песней, каким-то музыкальным фрагментом. Шукшин сам по себе был очень музыкальным, я имею в виду какую-то внутреннюю сущность персонажей. Поэтому подбор музыки был достаточно кропотливым, поскольку нужен не только звук, но важно созвучие музыки с внутренним состоянием актёра.
- Насколько сильно вы меняли оригинал?
- Бережно; кромсать было бы не совсем корректно, но некоторые моменты приходится переделывать, огромные монологи превращать в диалоги, что-то чуть-чуть дописывать. Мы же не читаем рассказы, мы их разыгрываем, поэтому происходит перевод текста на язык театра, а этот перевод предполагает какие-то сокращения и изменения.
- Вы обычно играете в своих постановках. На этот раз зрители увидят актёра Малахова?
- В спектакле у меня две роли. В «Верую» я играю попа, этот рассказ очень давно сидит в режиссёрской и актёрской моей в душе. Там замечательная такая тема у Шукшина - вера в жизнь, стремление к тому, чтобы не киснуть на печи, не тосковать, а жить! А веровать надо во что? В жизнь, в радость, в солнце. Вот такая сверхзадача этого рассказа. Но мне кажется, это сверхзадача всего нашего спектакля.
Душа народа
Актёры театра Владимир Михайлов и Ольга Серман играли во всех постановках по произведениям Шукшина, которые были в «Студии». Первым для них обоих был спектакль «До третьих петухов», ставила его ещё Любовь Иосифовна. Владимир играл там в массовке, у Ольги это была первая роль – милиционера. Оба потом были заняты и в «А поутру они проснулись», и в «Светлых душах», и вот ещё одна премьера. Ольга Серман играет старушку Отавиху из рассказа «Бессовестные», Владимир Михайлов – председателя колхоза Ефима из «Операции Ефима Пьяных».
Каждый из них влюблён в своего героя, и оба – в автора.
- У Шукшина вроде бы очень простые житейские ситуации и персонажи, но мне кажется этим-то они и ценны. Настоящие они, такие, какие есть, не поддельные, а человек всегда тянется к настоящему, - признаётся Михайлов. - Как говорит Алвис Херманис, который поставил знаменитый спектакль в Театре наций, «Шукшин – это ваша нефть, причём нефть неисчерпаемая». То есть такое богатство, которое мы должны холить, лелеять и обязательно показывать, чтобы зритель о нём не забыл. Как нефть, так и Шукшин должны принадлежать народу. Пусть он из поколения 1960-70-х годов, но герои-то у него современные.
Своему коллеге вторит Ольга Серман.
- Он, Шукшин, в каждом из нас живёт. Это же душа народа, это же наше, русское. Начало начал наше. Мы можем быть разными, но народное зерно в каждом из нас живёт. Поэтому Шукшин всегда современен. Ну как классика не может быть современной? Любовь осталась, ревность осталась, желание жить лучше никуда не делось, человеческие взаимоотношения остались. И всё это в нем есть. Наша человеческая жизнь, как она есть.
Премьера состоится 26 апреля в 18.30.
12+
Ольга Коробова