Французская история одновременно актуальна для всех современных обществ, и в то же время очень французская. Конечно же, она о любви. Но при этом поднимает и такие наболевшие темы, как женщина в политике, нелегальная эмиграция, проституция и даже проблема стран бывшего соцлагеря… Собственно, главная героиня – политик, мало того, депутат, защищающий в парламенте права женщин и готовящий законопроект о проститутках. Уже одно это настраивает на серьезный лад. Однако не стоит думать, что этот спектакль — сплошные серьезные рассуждения о проблемах современности.
Местами «Тектоника чувств» по версии Любови Ермолаевой (которая, собственно, и стала режиссером этого спектакля) напоминает даже водевиль! Все дело в танцевальных вставках, которые разделяют все без исключения сцены, будь то серьезные рассуждения или лирические признания в любви. Танцуют и сами герои (иногда – прямо посреди выяснения отношений), и хореографический коллектив театра, изображая случайных прохожих, ставших невольными свидетелями чужой драмы.
Французского здесь много, начиная от оформления сцены, напоминающего стеклянные купола Лувра. На этих куполах то и дело сменяются изображения видов Парижа, картин французских художников… Герои читают стихи французских авторов — Мюссе, Бодлера, да и саму пьесу Шмитт посвятил Дидро, таким образом постоянно соединяя прошлых авторов с современностью. Участники истории (именно «истории», а не комедии или драмы) ведут себя как персонажи Мольера или Мюссе, и сами в одном из диалогов обсуждают актуальность этих авторов для молодежи 21-го века. Словом, поклонникам французской культуры здесь есть, на что посмотреть.
Хочется отметить, что исполнителям главных ролей, Алене Устиновой и Виталию Романову, удалось создать органичный дуэт. Описывать сюжет, который разворачивается на протяжении почти трех часов, не стоит: его перипетии успевают столько раз измениться за это время, что к концу спектакля уже и не знаешь, чего ждать от героев «Тектоники чувств». Чувства человеческие на самом деле так непредсказуемы, что сравнение их с движением земной коры и землетрясениями вовсе не кажется странным.
После просмотра этого спектакля пьесу Шмитта хочется перечитать еще раз. И порадоваться, что омские театры готовят настолько свежие и актуальные постановки. Ждем следующего сезона и новых театральных сюрпризов.
Анна Атягина