БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Как сыграть старый дом

Как сыграть  старый дом

Как сыграть старый дом

Юбилей в Год театра – это символично

У актёра городского драматического театра «Студия» Любови Ермолаевой Игоря Школина юбилей.

Когда-то ему определили амплуа – комедийный артист характерного плана. Но сколько разных и интересных ролей и образов мы видели на сцене в его исполнении! О том, что предпочитает играть он сам, узнал корреспондент «АиФ в Омске».

В театр пришёл на каратэ 

- Игорь Евгеньевич, вы омич? А ваши родители как-то были связаны с творческой профессией?

- Я родился в Омске, но мои родители приехали сюда из-под Костромы. К творческим профессиям они не имели никакого отношения, но папа хорошо играл на гармошке, он и меня отдал в музыкальную школу по классу баяна. Слух у меня есть, музыку люблю, но выучиться не хватило усидчивости. Моя жена сейчас ведёт детский театральный коллектив, я ей помогаю, монтирую фонограммы. Детство и юность прошло в 17-м военном городке, это на 5-й Северной. Потом переехал в Нефтяники.

- Как вы узнали о театре поэзии под руководством Любовь Иосифовны Ермолаевой? Вы декламировали тогда что-то?

- Какое там декламировал, я дворовый пацан. Хотя класс наш в школе был творческим, мы устраивали праздники. Играли на гитаре с приятелями. Кто-то из них прослышал, что вот там занимаются каратэ.

- Как это? В театре?

- Да! Каратэ, бесплатно?! Здорово! И мы пошли, трое друзей по 5-16 лет. У нас спрашивают: «Что вы умеете?» – «Ничего не умеем». «Прочитайте что-нибудь», - говорят. «Ничего не знаем», - отвечаем мы. «Спойте тогда», - попросили. И мы под гитару спели. «Ну ладно, - сказали нам. – Оставайтесь. Мы ставим «Ромео и Джульетту», нам как раз молодёжь нужна для массовки». И как раз Юрий Юрьевич Шушковский (Режиссёр, педагог. – Ред.) занимался с нами сценическим движениями, ставил все бои для спектакля.

В Москву, так к Табакову

- А первую свою роль помните?

- Так в «Ромео и Джульетте» и была первая роль. Сначала в массовке, потом сыграл слугу. Так что я начал с мощной классики.

- Прийти это одно, а вот остаться…

- Нас пришло трое, двое связали свои судьбы с театром (второй сейчас в Бийске). После школы я поступил в транспортный институт; год промучился и понял, что не осилю начертательную геометрию, ничего не понимаю в этом. Деталь надо представлять в объёме, а у меня она то появился, то исчезнет (смеётся). Я подумал: пойду в армию, а потом в артисты. Я уже и Станиславского к тому времени проштудировал.

- И что поняли тогда?  

- Понял, что театр – серьёзная вещь, что это не баловство, а профессия. Я читал стенограммы репетиций, как и что он требует от актёров, как работает с ними. Меня заинтересовало всё это, а раньше, ещё когда мы пришли в театр, нравилась атмосфера. Всегда чистый паркет, мы босиком, садимся в круг на полу, включаем в полутьме цветные прожектора и начинаем репетировать. Волшебство! Очень нравилось смотреть на старших своих товарищей. Дубинина, Денисенко блистали в «Горе от ума». Костюмы, платья, но босиком. И такой воздушный спектакль, лёгкий. Колокольчики у них звучали.

Как говорил нам один педагог, театр – это не отображение действительности и не преображение, это создание новой действительности, нового способа существования. Здесь мы создаём совсем другое, не то, что в жизни. Здесь мы выстраиваем новую реальность, ищем новые законы этой реальности и выстраиваем несуществующее. Каждый спектакль – это некое энергоинформационное образование, какая-то новая реальность, новая жизнь, новая Вселенная. Со своим законами и правилами, атмосферой.

- Тем не менее образование у вас режиссерское…

- Сначала я поехал в Саратов, где не поступил в театральное училище. Пошёл в армию, отслужил. Из армии я ехал через Москву и сразу пошёл в театральные вузы. Попал на прослушивание. Не прошёл. Но на следующий год меня приняли и в ГИТИС к Гончарову, и в школу-студию МХАТ к Табакову. Я выбрал МХАТ. Правда, Табакова мы видели по праздникам, на экзамене, например. Его заменяли другие, а с ними у меня не сложилось. Два года я там продержался, потом не выдержал, уехал в Омск. Да и семейные обстоятельства так сложились. Хотя и в кино звали, к тому времени пришёл вызов на Беларусьфильм. В Омске с театром Ермолаевой связи не потерял, занимался. Потом женился, ребёнок родился. Потом театр стал профессиональным. Я стал частью труппы в 1991 году. Мы с женой вместе поступили в Алтайский институт культуры на режиссёрский факультет и ездили в Барнаул.

- Одновременно? Ребенок же был…

- Менялись, потом второй родился. Помогали бабушки, дедушки. Раньше-то было оплачиваемо всё, и дорога, и учебный отпуск. Стали ставить дипломные спектакли, мой первый был по абсурдистской пьесе Фернандо Аррабаля «Пикник».  

Театр сказки

- А кто понятливее как зритель? Дети или взрослые?

- Дети, конечно. Они более восприимчивые, податливые, кстати, это самый благодарный зритель. А от взрослого со своим жизненным багажом, привычками уже отдачи ждать сложнее.

- Вы сказали, что помогаете жене в «Театре сказки». Там вы тоже играете? 

- Это образцовый детский коллектив «Театр сказки» центра «Созвездие», основная площадка в центре на ул. Ленина, ему уже 25 лет. Марина Михайловна, моя супруга, всю жизнь в 84-й школе вела ребят. У неё выросли поколения артистов, сейчас уже своих детей приводят к ней. С ними занимаемся основами актёрской грамоты и игротехники, сценической речью, пластикой, художественным словом. Репертуар у нас большой, я играл дом.

- Дом?!!! А как его сыграть?

- Дом старый, я выходил в валенках, такой, домовой – хранитель очага.

- У драматических артистов, мужчин, есть какие-то вершины. Например, сыграть Ромео, Гамлет, короля Лира. У вас тоже стремления таковы?

- Когда мы репетировали «Ромео и Джульетту», Ромео я сыграл в репетициях. В «Гамлете» я играл Клавдия. А короля Лира? Вот мой дом старый и умный – подойдёт?

- Сейчас в театре что вам нравится играть?

- Недавно Наталья Корлякова поставила очень хороший спектакль по роману Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря». Серьёзная, поэтическая вещь. В стиле нашего театра, такое мы давно не ставили. Но будто из того времени, когда был театр поэзии. Философская, жёсткая, трагедия высокая. Красивая по воплощению.

«Нужна почва»

- Вам не хотелось уехать из Омска и жить в другом месте? Сейчас модно обсуждать эту тему…

- Я в общежитии пожил в Москве. И понял, что я человек домашний и в общагах не могу. Для меня важна база, земля родная, чтобы что-то поддерживало меня. Гармония во всём. Тот же Табаков говорил нам, чтобы не расслаблялись, надо, мол, зубами драться за место. А тут все тебя любят, все гармонично, легко.

- А кто был вашими сокурсниками? 

- Владимир Машков, Евгений Миронов, Ирина Апексимова. Машков о Голливуде мечтал. Помню, отмечали день рождения, я сказал ему: «Мечтаешь, значит, будешь там».

- Ваши дети пошли по вашим стопам? Наверняка выросли за кулисами.

- Сын Роман в Москве. Играл классно, а пошёл в экономисты. Дочка Арина играла, хороший спектакль такой был про Айседору Дункан, но что-то в артистки не пошла. Есть внучка Дарина.

- А есть ли домашние любимцы в вашей семье? И чем увлекаетесь вне театра. Если, конечно, такое возможно.

- Дома есть кошка. Я болельщик, за наш «Авангард» переживаю. На рыбалку не хожу. Читаю книги.

Наталья Корнеева

фото театра «Студия» Л. Ермолаевой

Выноска

«Спектакль «Пегий пёс, бегущий краем моря» поставлен в лучших традициях театра Любови Ермолаевой»

Досье:

Игорь Евгеньевич Школин.

Родился в 1963 году в Омске. В 1993 году окончил режиссёрский факультет Алтайского государственного института культуры по специальности «Руководитель театрального коллектива». В городском драматическом театре «Студия» Л. Ермолаевой» работает с 1991 года. На итоговом конкурсе «Удача сезона» в июле 2017 года получил сразу две награды за роль Ричфилда Хоксли в спектакле «Балаган» Ч. Мори и «Лучший вокальный дуэт» (Анна Сосой Анна и Игорь Школин) за спектакль «Песни нашего кино».

подготовила Наталья Корнеева