Как сыграть старый дом
Как сыграть старый дом
Юбилей в Год театра – это символично
У актёра городского драматического театра «Студия» Любови Ермолаевой Игоря Школина юбилей.
Когда-то ему определили амплуа – комедийный артист характерного плана. Но сколько разных и интересных ролей и образов мы видели на сцене в его исполнении! О том, что предпочитает играть он сам, узнал корреспондент «АиФ в Омске».
В театр пришёл на каратэ
- Игорь Евгеньевич, вы омич? А ваши родители как-то были связаны с творческой профессией?
- Я родился в Омске, но мои родители приехали сюда из-под Костромы. К творческим профессиям они не имели никакого отношения, но папа хорошо играл на гармошке, он и меня отдал в музыкальную школу по классу баяна. Слух у меня есть, музыку люблю, но выучиться не хватило усидчивости. Моя жена сейчас ведёт детский театральный коллектив, я ей помогаю, монтирую фонограммы. Детство и юность прошло в 17-м военном городке, это на 5-й Северной. Потом переехал в Нефтяники.
- Как вы узнали о театре поэзии под руководством Любовь Иосифовны Ермолаевой? Вы декламировали тогда что-то?
- Какое там декламировал, я дворовый пацан. Хотя класс наш в школе был творческим, мы устраивали праздники. Играли на гитаре с приятелями. Кто-то из них прослышал, что вот там занимаются каратэ.
- Как это? В театре?
- Да! Каратэ, бесплатно?! Здорово! И мы пошли, трое друзей по 5-16 лет. У нас спрашивают: «Что вы умеете?» – «Ничего не умеем». «Прочитайте что-нибудь», - говорят. «Ничего не знаем», - отвечаем мы. «Спойте тогда», - попросили. И мы под гитару спели. «Ну ладно, - сказали нам. – Оставайтесь. Мы ставим «Ромео и Джульетту», нам как раз молодёжь нужна для массовки». И как раз Юрий Юрьевич Шушковский (Режиссёр, педагог. – Ред.) занимался с нами сценическим движениями, ставил все бои для спектакля.
В Москву, так к Табакову
- А первую свою роль помните?
- Так в «Ромео и Джульетте» и была первая роль. Сначала в массовке, потом сыграл слугу. Так что я начал с мощной классики.
- Прийти это одно, а вот остаться…
- Нас пришло трое, двое связали свои судьбы с театром (второй сейчас в Бийске). После школы я поступил в транспортный институт; год промучился и понял, что не осилю начертательную геометрию, ничего не понимаю в этом. Деталь надо представлять в объёме, а у меня она то появился, то исчезнет (смеётся). Я подумал: пойду в армию, а потом в артисты. Я уже и Станиславского к тому времени проштудировал.
- И что поняли тогда?
- Понял, что театр – серьёзная вещь, что это не баловство, а профессия. Я читал стенограммы репетиций, как и что он требует от актёров, как работает с ними. Меня заинтересовало всё это, а раньше, ещё когда мы пришли в театр, нравилась атмосфера. Всегда чистый паркет, мы босиком, садимся в круг на полу, включаем в полутьме цветные прожектора и начинаем репетировать. Волшебство! Очень нравилось смотреть на старших своих товарищей. Дубинина, Денисенко блистали в «Горе от ума». Костюмы, платья, но босиком. И такой воздушный спектакль, лёгкий. Колокольчики у них звучали.
Как говорил нам один педагог, театр – это не отображение действительности и не преображение, это создание новой действительности, нового способа существования. Здесь мы создаём совсем другое, не то, что в жизни. Здесь мы выстраиваем новую реальность, ищем новые законы этой реальности и выстраиваем несуществующее. Каждый спектакль – это некое энергоинформационное образование, какая-то новая реальность, новая жизнь, новая Вселенная. Со своим законами и правилами, атмосферой.
- Тем не менее образование у вас режиссерское…
- Сначала я поехал в Саратов, где не поступил в театральное училище. Пошёл в армию, отслужил. Из армии я ехал через Москву и сразу пошёл в театральные вузы. Попал на прослушивание. Не прошёл. Но на следующий год меня приняли и в ГИТИС к Гончарову, и в школу-студию МХАТ к Табакову. Я выбрал МХАТ. Правда, Табакова мы видели по праздникам, на экзамене, например. Его заменяли другие, а с ними у меня не сложилось. Два года я там продержался, потом не выдержал, уехал в Омск. Да и семейные обстоятельства так сложились. Хотя и в кино звали, к тому времени пришёл вызов на Беларусьфильм. В Омске с театром Ермолаевой связи не потерял, занимался. Потом женился, ребёнок родился. Потом театр стал профессиональным. Я стал частью труппы в 1991 году. Мы с женой вместе поступили в Алтайский институт культуры на режиссёрский факультет и ездили в Барнаул.
- Одновременно? Ребенок же был…
- Менялись, потом второй родился. Помогали бабушки, дедушки. Раньше-то было оплачиваемо всё, и дорога, и учебный отпуск. Стали ставить дипломные спектакли, мой первый был по абсурдистской пьесе Фернандо Аррабаля «Пикник».
Театр сказки
- А кто понятливее как зритель? Дети или взрослые?
- Дети, конечно. Они более восприимчивые, податливые, кстати, это самый благодарный зритель. А от взрослого со своим жизненным багажом, привычками уже отдачи ждать сложнее.
- Вы сказали, что помогаете жене в «Театре сказки». Там вы тоже играете?
- Это образцовый детский коллектив «Театр сказки» центра «Созвездие», основная площадка в центре на ул. Ленина, ему уже 25 лет. Марина Михайловна, моя супруга, всю жизнь в 84-й школе вела ребят. У неё выросли поколения артистов, сейчас уже своих детей приводят к ней. С ними занимаемся основами актёрской грамоты и игротехники, сценической речью, пластикой, художественным словом. Репертуар у нас большой, я играл дом.
- Дом?!!! А как его сыграть?
- Дом старый, я выходил в валенках, такой, домовой – хранитель очага.
- У драматических артистов, мужчин, есть какие-то вершины. Например, сыграть Ромео, Гамлет, короля Лира. У вас тоже стремления таковы?
- Когда мы репетировали «Ромео и Джульетту», Ромео я сыграл в репетициях. В «Гамлете» я играл Клавдия. А короля Лира? Вот мой дом старый и умный – подойдёт?
- Сейчас в театре что вам нравится играть?
- Недавно Наталья Корлякова поставила очень хороший спектакль по роману Чингиза Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря». Серьёзная, поэтическая вещь. В стиле нашего театра, такое мы давно не ставили. Но будто из того времени, когда был театр поэзии. Философская, жёсткая, трагедия высокая. Красивая по воплощению.
«Нужна почва»
- Вам не хотелось уехать из Омска и жить в другом месте? Сейчас модно обсуждать эту тему…
- Я в общежитии пожил в Москве. И понял, что я человек домашний и в общагах не могу. Для меня важна база, земля родная, чтобы что-то поддерживало меня. Гармония во всём. Тот же Табаков говорил нам, чтобы не расслаблялись, надо, мол, зубами драться за место. А тут все тебя любят, все гармонично, легко.
- А кто был вашими сокурсниками?
- Владимир Машков, Евгений Миронов, Ирина Апексимова. Машков о Голливуде мечтал. Помню, отмечали день рождения, я сказал ему: «Мечтаешь, значит, будешь там».
- Ваши дети пошли по вашим стопам? Наверняка выросли за кулисами.
- Сын Роман в Москве. Играл классно, а пошёл в экономисты. Дочка Арина играла, хороший спектакль такой был про Айседору Дункан, но что-то в артистки не пошла. Есть внучка Дарина.
- А есть ли домашние любимцы в вашей семье? И чем увлекаетесь вне театра. Если, конечно, такое возможно.
- Дома есть кошка. Я болельщик, за наш «Авангард» переживаю. На рыбалку не хожу. Читаю книги.
Наталья Корнеева
фото театра «Студия» Л. Ермолаевой
Выноска
«Спектакль «Пегий пёс, бегущий краем моря» поставлен в лучших традициях театра Любови Ермолаевой»
Досье:
Игорь Евгеньевич Школин.
Родился в 1963 году в Омске. В 1993 году окончил режиссёрский факультет Алтайского государственного института культуры по специальности «Руководитель театрального коллектива». В городском драматическом театре «Студия» Л. Ермолаевой» работает с 1991 года. На итоговом конкурсе «Удача сезона» в июле 2017 года получил сразу две награды за роль Ричфилда Хоксли в спектакле «Балаган» Ч. Мори и «Лучший вокальный дуэт» (Анна Сосой Анна и Игорь Школин) за спектакль «Песни нашего кино».
подготовила Наталья Корнеева