Неклассический Гоголь
Неклассический Гоголь
Накануне новогодних праздников в Театре «Студия» Л. Ермолаевой»состоялась премьера спектакля «Ночь перед Рождеством» по повести Н.В. Гоголя.
В инсценировке использован как текст опубликованного произведения, так и фрагменты черновиков. Судя по определению жанра, режиссёр-постановщик Виталий РОМАНОВ, и сам до конца не знает, что же он сотворил. Но обо всём по порядку.
Действие выплёскивается в фойе уже после первого звонка. Смешной долговязый человек с табличкой на груди «ИП Шапуваленко. Шью замечательные шапки» шутками-прибаутками зазывает народ делать заказы. Следом (привет фильму «День выборов»!) появляется компания с лозунгом: «Нашему голове – новый срок!» Девиз кандидата прост: «Всё будет!» По крайней мере, стакан горилки и кусок сала проголосовавшим гарантируется. По одежде хуторской голова и его доверенное лицо – жена дьяка - скорее напоминают анархистов столетней давности: широченные красные галифе и папаха, короткое чёрное платье с большим крестом.
Вообще, когда впервые видишь массовку (уже на сцене), кажется, что костюмы взяты из какого-то сумасшедшего подбора. Эклектика – это мягко сказано. Смешались все времена и народы, все типажи. Акцент, естественно, делается в сторону современности. Художник-постановщик Рустам НАЗИРОВ оставляет сцену практически пустой – лишь выгнутый мостик посередине да полупрозрачные столбы по бокам.
Но постепенно пространство оживает. И действительно, ничего уже больше не нужно, чтобы увидеть ночной хутор, где накануне Рождества случаются и любовь, и мелкие интриги, и волшебство. Белые столбы становятся мешками, куда прячутся незадачливые кавалеры вдовушки Солохи. Ещё раньше раскачивание этих коконов в блуждающем свете фонаря даёт ощущение пурги. А мост и вовсе превращается в фантастическую небесную лодку, на которой кузнец Вакула отправляется в Петербург за царскими черевичками для любимой. Массовые сцены, которых в спектакле много, «нанизываются» на музыкальный ритм (композитор Максим Стрелков), решаются в динамичной хореографии (балетмейстер Алёна Анашкина). Иногда – с элементами боевых сцен, если между мужьями и жёнами вспыхивает борьба за наколядованное добро. И какая-то психоделика даже возникает, когда среди пёстрой толпы мелькает то ведьма, то чёрт.
- Я обожаю Гоголя, - говорит режиссёр спектакля Виталий РОМАНОВ. – Особенно его ранние вещи, которые лёгкие, озорные, хулиганские. Они мне намного ближе, чем позднее творчество, когда писатель уже ушёл в религию. Мы тоже решили похулиганить. У нас музыкальный, молодёжный спектакль, где мы ушли от излишнего национального колорита - парубков, запорожцев, осталось только два гротескных образа. Через современную музыку и хореографию мы сразу заявляем, что будет такой – неклассический - Гоголь. Ну и жанр. Там основная линия любовная, но назвать это лирической комедией всё-таки нельзя. Бытовой, житейской – тоже. Поэтому «вроде бы о любви… Хотя Чёрт его знает».
Чёрт в спектакле – главный персонаж. Он придумал, сотворил и ведёт всё это шоу. Недаром в начале герой Евгения Сизова очень похож на популярного телеведущего. Лирические герои Оксана (Екатерина Романив) и Вакула (Александр Тихонов), увы, остались лишь символом влюблённой пары. Вот кто по-настоящему отжигает, так это Солоха (Ирина Разумова). Тут и кабаре, и оперетта, и мюзикл, и водевиль. Ну, хороша ведьма, что скажешь!
А ещё в финале зрителей ждёт «реинкарнация» Гоголя. Из чьего образа появится великий писатель, - секрет. Впрочем, после недавней киноэпопеи это уже вряд ли кого-то удивит.