Свой Остров, на котором Слово – Бог
…Дело в том, что… трудно формулировать…
Точная формулировка – в Календаре Омской государственной научной библиотеки им. А.С. Пушкина «Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья». И, согласно ему, – «13 января 2019 г. – 85 лет со дня рождения Л.И. Ермолаевой (1934 - 2013), художественного руководителя городского драматического театра «Студия» Л. Ермолаевой».
***
…Пусть порою непросто
жить, от бед не таясь.
Если найден Свой Остров,
то Судьба удалась!..
Эти строчки — про неё, про Любовь Иосифовну Ермолаеву /1934 - 2013/, чьё имя занесено в «Книгу Почёта деятелей культуры города Омска», про кавалера ордена Трудового Красного знамени, лауреата международного фестиваля «Золотой конёк» в номинации «За честь и достоинство», лауреата премии «Легенда омской сцены», заслуженного работника культуры России, основателя и художественного руководителя Омского городского драматического театра «Студия».
Давно найден Свой Остров. Удалась и продолжалась Судьба. Лишь от бед не утаиться… В апреле 2013-го она прощалась с сыном, с режиссёром Юрием Шушковским… А 17-го октября, через полгода после ухода сына, продолжая репетиции нового спектакля и уже открыв новый сезон, она больше не смогла… Сердце…
…Один из своих основных режиссёрско-педагогических принципов она сформулировала давно: «Надо достоинства человека возводить в факт искусства». Великий принцип!..
Её театральный исток — актёрский: в студенческом театре омского Сельхозинститута она блистала в спектаклях талантливейшего руководителя театра, режиссёра Омского телевидения Юрия Семёновича Шушковского.
Продолжение истока — обучение режиссуре в Ленинградском институте культуры (а в дальнейшем — постоянные семинары-лаборатории у самых известных режиссёров страны). Её самый «судьбоносный» шаг — создание в 1966-м году первого (и, увы, последнего) в истории Омска Театра Поэзии, не только оставившего прочный след в Культуре города, но и ставшего крупным явлением духовной жизни Омска и предтечей сегодняшнего театра «Студия» Любови Ермолаевой».
…Она всегда была творчески конфликтна (прекраснейшее из качеств художника!). Она никогда не подстраивалась под чужие мнения (потому что всегда имела своё!), над нею никогда не довлела «тематическая направленность» репертуара ли, театральных ли смотров («к дате» и «для галочки» — это не про неё!). Главное — чтобы каждый новый спектакль был шагом вперёд для коллектива, чтобы драматургия была проблемная, своими острыми гранями смыкающаяся с сегодняшними нашими болями. И ей всегда доверяли. И, может быть, это доверие помогало рисковать.
…Звёздным часом Театра Поэзии стала в 1977-м чеховская «Чайка».
В замкнутый прямоугольник, по периметру которого выстроились покрытые ослепительно белым покрывалом столы, Вы выпустили нас, Любовь Иосифовна, с надеждой. Это был риск — «Чайка», потому что вершина, потому что мы играли в «малом зале», где нет ни сцены, ни занавеса, актёры и зрители — глаза в глаза. Но это были уже не мы, а чеховские герои, и так многое совпадало в нас и в них – боль, надежды, жажда понимания. А потом «Чайка» полетела в Москву… А потом «Чайка» стала легендой…
А после «Чайки» основой репертуара постепенно становится современная драматургия («Утиная охота» Вампилова, «Девочки, к вам пришёл ваш мальчик!» с раздражающим многих «Чинзано» Петрушевской, «Прикосновение» Ибрагимбекова, «Команда» Злотникова). Завершение этапа — не менее звёздный, чем «Чайка», спектакль «Майя» по драме Людмилы Разумовской (1987), играющийся одним актёрским составом в течение десяти лет (в 1990-м году в городе Орле «Майя» вошла в репертуарную афишу Фестиваля профессиональных театров «Лучшие спектакли России»).
С этого спектакля и началась новая страница биографии театра. Понятие «Театр Поэзии» закономерно трансформируется в «Театр Ермолаевой». В 1989-м году он получает статус Театра-студии, а с 1991-го года становится профессиональным муниципальным драматическим театром «Студия» Л. Ермолаевой»…
…17-е октября 2013-го. Одно из многочисленных писем, пришедших в адрес театра. От ученицы Ермолаевой, ведущей актрисы театра им. Вахтангова Марины Есипенко и её мужа Олега Митяева: «Дорогие друзья по нашему с вами несчастью! По нашей невосполнимой утрате, по нашей ушедшей Любви!.. Вот стало на одну Любовь меньше на нашей Земле, на одного прекрасного режиссёра, Учителя, Мамы! Для меня она была, да и будет, пока я жива, второй Мамой! Спасибо Вам, дорогая, за всё, чему Вы меня научили, за Вашу веру и поддержку всегда, за Ваши лучистые глаза, неповторимый голос, доброту!..».
***
Дело в том, что…
круг замкнулся вдруг…
Дело в том, что…
трудно формулировать…
Дело в том, что…
Константин Гаврилович…
Дело в том, что…
майя всё вокруг…
Словно заглянув за окоём
шумной новогодней кульминации, –
знаю: мы в январский день тринадцатый
что-то оглушительно поймём –
про себя поймём, и про предел,
за которым – сýдеб одинаковость…
Дело в том, что…
девочка расплакалась,
потому что шарик улетел.
Дело в том, что…
сдвинуты столы,
тишина звеняща, свечи розданы…
Дело в том, что…
колдовское озеро,
куропатки, люди, львы, орлы…
Чёрный задник… Белый эпилог…
В хрупком Замке Слóва всé мы – узники;
дело в том, что…
Слово – это Музыка…
Дело в том, что…
Слово – это Бог.
…Чуть колеблясь, как в игре «Замри»,
на Земле, что вертится покá ещё, –
от снежинок щурятся мерцающих
фонари…
Автор:Сергей Денисенко
Фото:из личных архивов дочери Л.И. Ермолаевой Ирины Диденко и Сергея Денисенко