БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Свой Остров, на котором Слово – Бог

Свой Остров, на котором Слово – Бог

…Дело в том, что… трудно формулировать…

Точная формулировка – в Календаре Омской государственной научной библиотеки им. А.С. Пушкина «Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья». И, согласно ему, – «13 января 2019 г. – 85 лет со дня рождения Л.И. Ермолаевой (1934 - 2013), художественного руководителя городского драматического театра «Студия» Л. Ермолаевой».

***

…Пусть порою непросто
жить, от бед не таясь.
Если найден Свой Остров,
то Судьба удалась!..

Эти строчки — про неё, про Любовь Иосифовну Ермолаеву /1934 - 2013/, чьё имя занесено в «Книгу Почёта деятелей культуры города Омска», про кавалера ордена Трудового Красного знамени, лауреата международного фестиваля «Золотой конёк» в номинации «За честь и достоинство», лауреата премии «Легенда омской сцены», заслуженного работника культуры России, основателя и художественного руководителя Омского городского драматического театра «Студия».

Давно найден Свой Остров. Удалась и продолжалась Судьба. Лишь от бед не утаиться…  В апреле 2013-го она прощалась с сыном, с режиссёром Юрием Шушковским… А 17-го октября, через полгода после ухода сына, продолжая репетиции нового спектакля и уже открыв новый сезон, она больше не смогла… Сердце…

…Один из своих основных режиссёрско-педагогических принципов она сформулировала давно: «Надо достоинства человека возводить в факт искусства». Великий принцип!..

Её театральный исток — актёрский: в студенческом театре омского Сельхозинститута она блистала в спектаклях талантливейшего руководителя театра, режиссёра Омского телевидения Юрия Семёновича Шушковского.

Продолжение истока — обучение режиссуре в Ленинградском институте культуры (а в дальнейшем — постоянные семинары-лаборатории у самых известных режиссёров страны). Её самый «судьбоносный» шаг — создание в 1966-м году первого (и, увы, последнего) в истории Омска Театра Поэзии, не только оставившего прочный след в Культуре города, но и ставшего крупным явлением духовной жизни Омска и предтечей сегодняшнего театра «Студия» Любови Ермолаевой».

…Она всегда была творчески конфликтна (прекраснейшее из качеств художника!). Она никогда не подстраивалась под чужие мне­ния (потому что всегда имела своё!), над нею никогда не довлела «те­матическая направленность» репертуара ли, театральных ли смотров («к да­те» и «для галочки» — это не про неё!). Главное — что­бы каждый новый спектакль был шагом вперёд для кол­лектива, чтобы драматургия была про­блемная, своими острыми гра­нями смыкающаяся с сегод­няшними нашими болями. И ей всегда доверяли. И, может быть, это доверие помогало рисковать.

…Звёздным часом Театра Поэзии стала в 1977-м чеховская «Чай­ка».

В замкнутый прямоуголь­ник, по периметру которого выстроились покрытые ослепи­тельно белым покрывалом столы, Вы выпустили нас, Лю­бовь Иосифовна, с надеждой. Это был риск — «Чайка», потому что вершина, потому что мы играли в «малом зале», где нет ни сцены, ни занавеса, ак­тёры и зрители — глаза в гла­за. Но это были уже не мы, а чеховские герои, и так мно­гое совпадало в нас и в них – боль, надежды, жажда по­нимания. А потом «Чайка» полетела в Москву… А потом «Чайка» стала легендой…

А после «Чайки» основой репертуара постепенно становится современная драматургия («Утиная охота» Вампилова, «Девочки, к вам пришёл ваш мальчик!» с раздражающим многих «Чинзано» Петрушевской, «Прикосновение» Ибрагимбекова, «Команда» Злотникова). Завершение этапа — не менее звёздный, чем «Чайка», спектакль «Майя» по драме Людмилы Разумовской (1987), играющийся одним актёрским составом в течение десяти лет (в 1990-м году в городе Орле «Майя» вошла в репертуарную афишу Фестиваля профессиональных театров «Лучшие спектакли России»).

С этого спектакля и началась новая страница биографии театра. Понятие «Театр Поэзии» закономерно трансформируется в «Театр Ермолаевой». В 1989-м году он получает статус Театра-студии, а с 1991-го года становится профессиональным муниципальным драматическим театром «Студия» Л. Ермолаевой»…

…17-е октября 2013-го. Одно из многочисленных писем, пришедших в адрес театра. От ученицы Ермолаевой, ведущей актрисы театра им. Вахтангова Марины Есипенко и её мужа Олега Митяева: «Дорогие друзья по нашему с вами несчастью! По нашей невосполнимой утрате, по нашей ушедшей Любви!.. Вот стало на одну Любовь меньше на нашей Земле, на одного прекрасного режиссёра, Учителя, Мамы! Для меня она была, да и будет, пока я жива, второй Мамой! Спасибо Вам, дорогая, за всё, чему Вы меня научили, за Вашу веру и поддержку всегда, за Ваши лучистые глаза, неповторимый голос, доброту!..».

*** 

Дело в том, что…
                круг замкнулся вдруг…
Дело в том, что…
                трудно формулировать…
Дело в том, что…
                Константин Гаврилович…
Дело в том, что…
                майя всё вокруг…

Словно заглянув за окоём
шумной новогодней кульминации, –
знаю: мы в январский день тринадцатый
что-то оглушительно поймём –

про себя поймём, и про предел,
за которым – сýдеб одинаковость…
Дело в том, что…
                девочка расплакалась,
потому что шарик улетел.

Дело в том, что…
                сдвинуты столы,
тишина звеняща, свечи розданы…
Дело в том, что…
                колдовское озеро,
куропатки, люди, львы, орлы…

Чёрный задник… Белый эпилог…
В хрупком Замке Слóва всé мы – узники;
дело в том, что…
                Слово – это Музыка…
Дело в том, что…
                Слово – это Бог.

…Чуть колеблясь, как в игре «Замри»,
на Земле, что вертится покá ещё, –
от снежинок щурятся мерцающих
фонари…

Автор:Сергей Денисенко

Фото:из личных архивов дочери Л.И. Ермолаевой Ирины Диденко и Сергея Денисенко