БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Газета "РАМПА"

Газета "РАМПА"

Н. Корлякова: «Мне захотелось не просто рассказать историю...»

Новый сезон в театре «Студия» Любови Ермолаевой» открывается спектаклем по знаменитой повести  Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря», переведенной на 150 языков. Режиссер – Н. Корлякова, Художник – И. Коврижин, Балетместер – А. Анашкина

Шум и плеск невидимого еще моря встречает зрителей в зале и сразу приковывает взгляд к происходящему на сцене.    Ведь драматический сюжет разворачивается на берегах Охотского моря, герои которого являются  представителями маленькой  северной народности -  нивхи. Выходя на охоту в море, взрослые мужчины впервые берут с собой мальчика Кириска, которому пришло время обучаться премудростям рыболовного промысла.  Но неожиданно на безмятежное море опускается непроглядный туман, который поглощает в себе  звуки и ориентиры, а внезапно обрушивающаяся буря убивает надежду на возвращение на берег… Пластические этюды и хореографические зарисовки, рисующие картины страшной стихии, одно из самых сильных мест в этом спектакле. (Балетмейстер – Алена Анашкина).

 Пегий пес – скала на берегу, ориентир, позволяющий уходящим на морскую охоту «не сбиться с  пути в морском пространстве». «Очень долго видна эта сопка  на удалении, а потом вдруг за какой-то крутизной сразу исчезает  с глаз. Значит, ушел Пегий пес домой, значит, земля осталась далеко позади... Удивительный айтматовский текст не просто звучит в спектакле, он стал центром, своеобразным стержнем этой постановки. Здесь особенно ясно  ощущается: хороший текст – это музыка. А актриса Лариса Дубинина очень сдержанно и проникновенно разговаривает с залом языком прозы, передавая его суть и глубину. «В непроглядной насыщенной летучей  влагой и холодом приморской ночи, на всем  протяжении  Охотского  побережья,  по  всему  фронту суши  и  моря шла извечная,  неукротимая  борьба  двух  стихий - суша  препятствовала движению моря, море не уставало наступать на сушу». 

- В театрах в последнее время наметилась тенденция выбирать не пьесу, а литературное произведение. Мне это близко. Ведь пьеса в основном представляет собой диалоги. Она не дает ощущения вкуса прозаического и поэтического слова. Мне же захотелось не просто рассказать историю с конкретным сюжетом, а пойти по другому, более трудному пути, сделать акцент на философии и движении авторской мысли, - рассказывает художественный руководитель театра Наталья Корлякова. 

Перед  зрителем возникает зримый  мир,  аскетичный и суровый (талантливая работа художника Игоря Коврижина).  Но здесь любое действие приравнено к священнодействию, а   жизнь живущих на берегу  напрямую зависит от даров моря. Но эти дары еще нужно суметь взять –  и платить порой приходится очень дорогой ценой. Доля мужчины – спорить со стихией, доля женщины – ждать. И зажигать костры на сопке Пегий Пес… В зыбком морском просторе переплетаются реальное и мифологическое пространство. Спектакль отличает удивительная концентрация символов, причем  не статичных. Ведь они одновременно – участники действия и нестандартные сценические решения – воплотить миф на сцене непросто, но возможно. Мне кажется,  режиссеру Наталье Корляковой это удалось. Притча о  надежде, вере  и любви в одном действии, необыкновенно талантливо прожитая актерами - наглядное тому доказательство.  Приходите на премьеру и убедитесь  во всем сами!

Елена Мачульская



Закон творчества Игоря Школина

Когда-то он увидел объявление о том, что в ДК Малунцева Любовь Ермолаева набирает молодых ребят для постановки спектакля "Ромео и Джульетта" в "Театре поэзии". Друзья сказали: в этом театре педагог Юрий Шушковский преподает сцендвижение, где учит навыкам восточных единоборств. Вот так подросток Игорь Школин оказался там, где можно было научиться всему и даже освоить модное в те годы карате. Мир театра заворожил Школина, и он остался в нем на всю жизнь. «Там была такая атмосфера, таинственность, магия какая-то… Нигде раньше такого я не встречал. Вот и затянуло», - улыбается сегодня артист одного из самых самобытных омских театров - «Студии» Л.Ермолаевой».

Помнит, каким событием для него стало, когда жюри «Театральной весны» вручило ему, совсем еще маленькому, диплом за эпизодическую роль в  спектакле по пьесе К. Симонова «Так называемая личная жизнь» (роль танкиста). Но как много это значило! Молодого артиста Школина заметили, оценили его маленький персональный вклад в большое общее дело. Возможно, именно тогда впервые он и понял, что нужно идти по этому пути и дальше.

Его дороги с театром пересекались и расходились еще не раз, пока он окончательно не уверился в том, что сцена - его призвание. Служба в армии, учеба на курсе МХАТа у Олега Табакова и уход после второго курса, семья, отказ от сцены, попытки найти себя в другом деле... Но нет, театр оказался сильнее, и когда коллектив Любови Ермолаевой получил статус профессионального, а затем и новый дом в бывшем ДК «Строитель», Игорь Школин уже вошел в труппу. Ролей за эти годы сыграно немало, но особенно памятны ему те, где он мог быть больше, чем самим собой.

- Всегда интересно, когда тебе позволяют выйти за рамки своего амплуа, попробовать что-то другое, - говорит Игорь Школин. - Во время учебы в Барнауле, в Алтайском институте культуры, я сыграл Клавдия в «Гамлете», в дипломном спектакле у товарищей. А в конце прошлого сезона мы выпустили спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря» по Айтматову, там тоже очень любопытная роль, тоже вне привычного амплуа. Это как выход из зоны комфорта, эксперимент, что всегда интересно, хотя и непросто.

Учеба в школе-студии МХАТ подарила молодому человеку много общения, много профессионального контекста. Актерский инструментарий дали Любовь Ермолаева, Юрий Шушковский, а позже - учеба на режиссерском отделении в Алтайском институте культуры. Сегодня вместе с супругой Мариной Школиной они воспитывают юных артистов в рамках собственной театральной студии, которая появилась на базе обычной общеобразовательной школы 25 лет назад. Воспитывают на хорошей литературе, сильной драматургии, в борьбе за собственное профессиональное достоинство на театральных конкурсах.   

- Поступать на режиссуру в Барнаул поехал в принципе за компанию с супругой. А потом меня затянуло, ведь это совсем другой взгляд на театр, - улыбается Игорь Школин. 

Уже много лет они вместе придумывают свои театральные истории. Там есть все, что так дорого было в коллективе Любови Ермолаевой - студийность, общение, открытость миру и друг другу, свобода творчества и мысли, способные творить невероятные вещи и с артистами на сцене, и со зрителями в зале. 

Свой бенефис Игорь Школин подарит зрителям по традиции, сложившейся в «Студии Л.Ермолаевой», в день театра, 27 марта. Не спектакль - цельное полотно, а отрывки, чтецкие фрагменты, эпизоды, мысли, соображения, словом, то, чем необходимо поделиться со зрителем на этом жизненном и творческом этапе.

- Но мудрствовать не хочется, этого сейчас хватает. Хочется чего-то настроенческого, разного, атмосферного, легкого. Хочется сделать что-то для людей, - рассуждает Игорь Школин о предстоящем весеннем бенефисе.

Ну а пока он выходит на сцену, чтобы существовать на ней здесь и сейчас и создавать у зрителя ощущение, что все, что говорит его персонаж, может родиться и жить только в эту минуту. Когда-то в юности, внезапно открыв для себя этот театральный закон, он понял, что в этом - его актерская сила. Сегодня он заставляет зрителей жить с ним в одном моменте времени, чтобы задавать себе вневременные вопросы.              

Валерия Калашникова