Газета "Вечерний Омск" о спектакле для молодежи "Чик. Гудбай, Берлин".
Последнее лето детства
Карта Германии внутри театральной программки. Дорога, что на экране "серою лентою вьётся". Два неустроенных пацана, которых подружили одиночество и непохожесть на других. И вот - вместе с героями премьерного спектакля Театра "Студия" Л.Ермолаевой "Чик. Гудбай, Берлин!" мы отправляемся в путешествие без навигатора в одном действии.
Роман о непростом возрасте взросления (14 – 15 лет), написанный немцем Вольфгангом Херрндорфом, стал мировым бестселлером, поскольку поднятые в нём темы близки как подросткам, так и их родителям. Для последних это повод и внимательнее взглянуть на своих детей, и вспомнить собственную мятежную юность. Разумеется, бестселлеры часто требуют сценического воплощения, и пьеса Роберта Коаля оказалась той горячей выпечкой, которая мгновенно разлетелась по сценическим площадкам Европы. Кстати, если роман Херрндорфа называется грамотно, приглажено и даже гламурно – «Гуд бай, Берлин», то название пьесы Коаля напоминает о молодёжном сленге. Слитное «гудбай» - этакий аналог слова «досвидос», которым можно и попрощаться, и послать надоедливого абонента куда подальше.
Спектакль, поставленный Виталием Романовым, довольно компактен. В нём минимум сценического оформления (художник Оксана Штонда), почти все актёры играют по несколько ролей. И всё-таки он цепляет каким-то внутренним ритмом, внутренним драйвом, атмосферой абсолютной свободы, которая уходит вместе с детством.
Герой спектакля Майк (Иван Минеев) однажды прославился в своей гимназии тем, что описал в сочинении, как его мать ездила в клинику для алкозависимых, которую с иронией называет «фермой красоты». Кстати, именно она учила сына, что говорить можно обо всём, и плевать, что подумают другие. «Другие» в лице одноклассников подняли его на смех, а учитель Шурман (Евгений Хабиров) и вовсе пришёл в ужас, сказав, что это сочинение – самое бесстыдное из всех, что он видел за время работы в школе. Конечно, подхалимы вроде Вагенбаха (Дмитрий Трубкин) написали «правильные» сочинения – слащавые, угоднические и, скорее всего, не имеющие ничего общего с действительностью. А Майка прозвали психом, и никто не стремился предлагать ему дружбу. Пока в восьмом классе не появился Андрей Чихачёв – Чик (Евгений Сизов), ещё больший ниспровергатель условностей и правил. Два школьных изгоя нашли друг друга в начале летних каникул, когда, не вписавшись в компанию приглашённых на день рождения одноклассницы (любимой девушки Майка), отправились колесить на старенькой машине, «позаимствованной» где-то отчаянным Чиком. Куда глаза глядят, подальше от лицемерной столицы, от школьного и домашнего вранья.
Нас не догонят – вечная тема подросткового бунта. «Ни полицейские, ни законы физики, ни аварии не могли нас остановить, мы ехали и ехали», - рассказывает Майк. Чик в исполнении Евгения Сизова – откровенный раздолбай. Широкая русская душа его не приемлет рамок и границ. Майк Ивана Минеева снаружи паинька, примерный сын благополучных родителей. Но внутри такой же бунтарь. Поэтому они легко совпали и перетекли друг в друга, как сообщающиеся сосуды. Кстати, хорошо, что, в отличие от «толерантного» западного романа, их дружба не получила жирный намёк на некую нетрадиционность отношений. А то ведь скоро перестанешь верить, что дружба на свете вообще существует (женской не бывает, мужской не бывает, разнополой – тем более, по версии некоторых).
Кожаный диван, изображающий сидение машины, и кинокадры немецкой провинции – вот всё, что понадобилось создателям спектакля в качестве сценографии. Ты словно смотришь старый фильм студии ДЕФА. Только проекцию стоило бы крутить в другом направлении, чтобы не казалось, что автомобиль едет задом наперёд.
Из необычного и опасного путешествия герои вынесли синяки и шишки, сознание ответственности за свои поступки, но важнее всего – ощущение, что мир не так плох, как рассказывали взрослые. Ведь, по счастью, парням встречались хорошие люди. Будь то многочисленное семейство, угостившее их вкусным ризи-бизи, толстая тётка, пришедшая на помощь после аварии и провозившаяся с ними весь день, или незнакомец, разбуженный в четыре утра и согласившийся подыграть в телефонном разговоре. И последний урок вновь преподносит мать Майка (Ирина Разумова), действительно злоупотребляющая алкоголем женщина, при этом вызывающая большую симпатию, чем её застёгнутый на все пуговицы супруг (Виталий Сосой). Всё, что ты делаешь в жизни и чем себя окружаешь, должно приносить счастье, говорит она. Иначе – долой! И в бассейн летит мебель, аппаратура и прочая житейская мишура. А потом туда прыгают Майк с матерью. Кажется, мы буквально видим их парящими в этом свободном падении. И понимаем, чем Майка привлёк Чик. Да, и кажется, что Чик снова вернулся.
Эльвира КАДЫРОВА
Фото предоставлены Театром «Студия» Л. Ермолаевой
Кстати
Спектакль «Чик. Гудбай, Берлин!» приглашён в Братск на Фестиваль театральной молодёжи «У Братского моря».