Ген России
Заболела театром
- Тамара Анатольевна, как состоялся ваш выбор жизненного пути?
- Я родилась на Тамбовщине, но после войны нас с мамой оттуда забрали родственники и привезли в Омск. Театром я заболела, когда построили ДК им. Баранова. Пришла туда и обомлела: «Жить здесь хочу, это моё, ни за что не уйду!» Драматическим коллективом в то время руководил Спартак Мишулин. Он спросил меня, что бы я хотела сыграть. Я читала отрывок про Зою Космодемьянскую и очень хотела играть Любку Шевцову из «Молодой гвардии». Спартак взял меня в студию, учил, воспитывал. Фактически это он, Спартак Васильевич, вывел меня в профессионалы - включил во вспомогательный состав драмтеатра.
- Спартак Мишулин - ваш творческий «отец»?
- Можно и так сказать, но учителем своим я считаю, конечно, главного режиссёра Новосибирского ТЮЗа Владимира Кузьмина. Всю свою сознательную жизнь на него равняюсь; каждый раз, когда играю, думаю: а как бы Владимир Валентинович на это посмотрел? Кузьмин был и есть тот человек, перед которым до сих пор я отчитываюсь за каждую роль.
- Сегодня много спорят об искусстве театра. Труд актёра - это ремесло?
- Не могу однозначно ответить на ваш вопрос. Я не понимаю артистов, которые пришли в театр, на работу, надели костюм и вместе с ним как бы вошли в роль, а потом костюм сняли и… вышли из образа. Наверное, так проще, но я им не завидую. Процесс погружения, накопления совершенно другой, это другая энергетика, другая отдача от тебя идёт зрителю. Зритель-то ждёт от тебя, чтобы у него вот тут (показывает на сердце) зацарапало.
Иногда после спектакля ухожу, а меня ещё долго внутренний процесс не отпускает. Я ещё в этом образе на вахте попрощаюсь, поговорю. А потом уже, на улице, мир как будто начинает проявляться - вот они цвета разные, машины… Отходишь.
В общем, если говорить о ремесле или искусстве - это нельзя определить однозначно, это что-то посерёдошное. Но точно знаю: если начинаешь дышать вместе с героиней - обязательно полюбишь!
Мысль должна быть!
- Говорят, что зритель тоже сегодня другой и хочет смотреть только комедии…
- У зрителя должен быть выбор - в репертуаре любого театра нужны и лирические, и комедийные пьесы, и высокие трагедии. Но нельзя скатываться в сторону развлекухи, примитива. Далеко не все пришли в театр за развлечением. С такого представления половина зрительного зала точно уйдёт и больше не придёт.
- Сегодня модно ставить классику, как говорят, в современной обработке. То шекспировских героев в современные одежды рядят, то пушкинских. Объясняют тем, что молодёжь в театр завлекают, а то они, дескать, вообще не пойдут. Согласны ли вы с этим?
- Я не за архаику. Не люблю, когда спектакли идут в устаревших декорациях. И вообще декорации - не главное. Самое главное, чтобы основная мысль спектакля чеканилась, чтобы и актёры, и зрители понимали, о чём это. Если это просто амбиции режиссёра, клоунада, равнение на некое «новое искусство», «новое видение», этого быть не должно. Можно ведь и любую классику так поднять, что она кажется современной. А во всяких новомодных спектаклях обычно проявляет себя режиссёр, актёры лишь исполнители.
- Так ведь актёр может и отказаться…
- Может, но для этого надо быть очень крепким внутри. Правильно говорила Люба (Любовь Ермолаева. - Ред.): есть базис и есть надстройка. Сейчас зачастую базиса нет, одна надстройка. А о чём вообще спектакль? Где текст самого классика? Он просто пропал! Что касается массовых походов детей в театр - я против этого.
От «Американки» до «Корабля»
- Многие артисты говорят, что будут играть для одного зрителя, если он пришёл на спектакль. Вы бы стали?
- Нет! Ни за что! Я бы подошла к нему и сказала: «Давай с тобой сядем рядышком, я сыграю этот спектакль для тебя, но не со сцены. Я тебе расскажу, о чём он, ты всё поймёшь». Но играть перед пустым залом я не стану.
- Верите ли вы в гороскопы и какой у вас знак?
- По гороскопу я Водолей и Лошадь. Вот уж точно! Мне нужен воздух, мне нужно всегда лететь, бежать куда-то. Тем не менее я всегда в узде.
- Если говорить о вашей премьере по пьесе Коляды, которую вы будете играть в бенефис, почему была выбрана именно она?
- Моим первым спектаклем в этом театре была «Американка» Николая Коляды. Любовь Иосифовна не то что не любила Коляду, это был не её драматург, она мне говорила: «Ну покажи, на что он способен!» И мы поставили «Американку», это моноспектакль, его сложно играть - и играть надо на одном дыхании.
И когда мне предложили материал на выбор - «Деревья умирают стоя» или «Корабль дураков», я высказалась за последний. Есть темы вечные, как пьесы о любви: время идёт, а она будет всегда. Это пьеса о судьбе русского народа, нашего простого, обычного человека. Кому-то спектакль покажется бытовым, а мы по-настоящему полюбили своих героев. Они в конце меняются, это совсем другие люди, новые, очищенные от суеты и бытовухи. В финале мы поём песню Сергея Трофимова «Это всё моё, родное». А имеем ли право её петь? Да, мы до неё доросли. Между нами возникло братство, единение, мы почувствовали, что мы - родные люди. Режиссёр Сергей Фёдоров сделал из нас команду. Спасибо ему за это.
- Что сегодня вы бы хотели сказать зрителю?
- Знаете, есть такое стихотворение: «Верните мне мою Россию, / мою судьбу, мою любовь, / что я всегда в себе носила / как тихий звон колоколов».
Я считаю, что несу в себе ген России, я очень люблю Родину. Так много лет отмахало, а возраста не чувствую. Многое ещё не спето, не сыграно. Не по моей вине. Актёрский труд суров, он зависит от режиссёра, репертуара. Но у меня ещё есть что сказать зрителю!
Ольга Коробова
Газета "Аргументы и Факты"