Актёры в роли актёров
"Домашняя газета"
Актеры в роли актеров
В театре «Студия» Любови Ермолаевой состоялась премьера спектакля «Балаган»
Спектакль об актерах и театре по пьесе современного американского драматурга Чарльза Мори "Балаган" неожиданно начинается в зрительном зале, со знакомого всем и каждому: «Пирожки вкусные, горяченькие». Сначала появляется продавщица этих самых пирожков, а потом уже, также откуда-то из зала – люди театра, режиссер Гордон (Евгений Сизов) и молодой актер Джек (Иван Минеев), которые играют свои роли с разной степенью достоверности. Невольно вспоминается хрестоматийное: «Весь мир – театр и люди в нем актеры». Но этот спектакль все-таки о театре – в классическом его понимании.
Гордон и Джек в темноте ищут выключатель. А когда находят, оказывается, что в середине сцены несколько скамеек, на стене – лопата и коса. Небо просвечивает через прохудившуюся крышу. И вполне резонен вопрос новичка: «Театр-то где?».
Но уже через мгновение становится понятно, что этот сарай, он же коровник, может волшебным образом преобразиться. Когда Гордон вдохновенно говорит о волшебстве театра: « сюда приходят люди, двести человек сидят в темноте на этих неудобных стульях, в этом ветхом сарае, которому без малого два века, сидят в духоте, без кондиционера, и смотрят, как мы играем. Почему? Для меня это загадка. Чудо, в сущности» сквозь щели между досками струится неяркий свет, где-то звучит музыка…
Но смешного, конечно, будет больше, чем волшебного – это все-таки комедия. В провинциальном театре все происходит невпопад – звуковые эффекты включаются не вовремя и не к месту, свет гаснет именно в тот момент, когда он нужен, реквизит теряется или работает не так. У пафосного графа Дракулы плащ застревает в двери, так что к своей жертве вампир подходит, прихватив с собой дверь!
Провинциальный театр «Балаган» представляет на суд зрителей три спектакля. Весьма смелый эксперимент на тему старой доброй комедии «Здравствуйте, я ваша тетя», в котором от оригинала осталась только тетушка Чарли. Постановка новой режиссерской идеи - «Дракула, властелин тьмы» с кучей спецэффектов – клубящимся дымом и волчьим воем, призванных компенсировать все, что пришлось сократить ради экономии. И, наконец, «Гамлет» Шекспира.
Два провальных спектакля зрители видят, как и полагается из зрительного зала. А единственный удачный – «Гамлет» - со стороны кулис. А там – уже ставший привычным сюр и хаос, поиски потерявшегося в самый неподходящий момент важного реквизита – черепа бедного Йорика, который кто-то даже предлагает заменить на дыню с вырезанной физиономией. Но среди этого хаоса творится волшебство. Творится вопреки всему.
- Актеры – особенные люди, их отличает непонятная другим устремленность. Если у них есть хоть 5% уверенности, что постановка может получиться, если есть хоть какая-то надежда, остальные 95% процентов вероятности провала посылаются к черту – лишь бы выйти на сцену и играть, играть, играть…., - рассказывает режиссер спектакля Виталий Романов.
Особенные люди здесь очень разные - смешные, парадоксальные, порой свершено несносные.
Перфекционист Тайлер (Виталий Сосой) в роли Дракулы картинно взмахивает плащом и требует, чтобы на сцене обязательно была дверь/
Старый актер Вернон Волкер (Виктор Миранчук) путается в именах персонажей, забывает реплики, коллегам приходится ему подсказывать. Причем по ходу действия.
А несуразный стажер Броун (Дмитрий Жалнов) бесцеремонно вмешивается пантомиму из жизни африканской саванны, оповещая: «Чай подан, сэр!»
А еще есть восторженная Мэри (Ольга Постоногова), через слово говорящая:«Ой, супер!», излишне креативная – и в отношении собственного внешнего вида, и в отношении спектаклей - Сюзанна (Полина Фофанова), замотанный Генри (Евгений Хабиров), исполнительный директор в тюбетейке (Дмитрий Трубкин).
И все они общими усилиями превращают бывший коровник в Театр. Да, деньги от незримого спонсора миссис Де Мартино можно получить не за впечатляющий спектакль, а исключительно за исполнение перед телефоном гаммы про балаган, увы.. Да, многое не получается или идет совсем не так. Но в этом разноцветном хаосе творится настоящее волшебство. А у некоторых устраивается жизнь. Действо завершается той же фразой, что звучала в начале – про странный театр, в который почему-то всегда приходят зрители.
- А куда мы без них?
- Точняк.
Да, они не могут существовать без зрителей. А зрители благодарны артистам театра за искрометный талант, жизнерадостную энергетику и радость общения, за то, о чем полушепотом, с нежным, светящимся взглядом скажет Сара (Анастасия Токова): «Ведь это упоительное, хоть и мимолетное, братство и есть смысл театра. За этим мы сюда и пришли».
Елена Мачульская