БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Ольга Сергун: «Сейчас у меня под подушкой – один из томиков Поттерианы, а на тумбочке – Франсуаза Саган...»

Ольга Сергун: «Сейчас у меня под подушкой – один из томиков Поттерианы, а на тумбочке – Франсуаза Саган...»

- Ольга Анатольевна, вы ведь по образованию актриса кукольного театра?

- Не только. Еще до поступления в новосибирское училище я получила диплом омского культпросветучилища как режиссер массовых зрелищ. Моим первым режиссером был Василий Гамоцкий. Но во время учебы мы все время готовили отрывки из спектаклей для праздничных мероприятий. Помню, играла комиссара в «Оптимистической трагедии», Галю Четвертак, когда ставили фрагмент из пьесы «А зори здесь тихие». Тогда же мне дали и первую большую роль – в дипломном спектакле актерского отделения нашего училища. Я сыграла мальчика, сына Лукаша в «Лесной песне» Леси Украинки.

- Ого, вас пытались «эксплуатировать» в мужских ролях и травести?

- Честно говоря, это все еще со школы началось. Училась я в 17-й школе в Амурском поселке, участвовала в самодеятельности. И почему-то там мне тоже часто доставались роли парней. В галерее моих образов оказался даже глуховатый старик-рыбак. После спектаклей мне не раз говорили: «Как смешно вы играете! Вам не на драматический, а на драматургический надо!».

- И вы прислушались?

- Это шутка. Но, видимо,  тогда сформировался какой-то стереотип, своеобразный «наркотик» сцены. Зал, который тебя слушает, внимает тебе, реагирует на твои эмоции… Это такой драйв, который хочется повторять снова и снова.

- А почему в новосибирском театральном училище вы поступили на кукольное отделение?

- На драматическое не взяли. Тогда курс себе набирала актриса Любовь Борисова. Отбор был жесткий. Я ей не подошла по каким-то ее параметрам. Позже я все-таки спросила у педагога, что повлияло на такое решение? Борисова сказала, что у меня несовпадение нутра и физического облика, глубинного, трагического начала и опереточной внешности, легкости.   

- Что все же дал вам опыт работы в кукольном жанре?

- Меня научили смотреть на мир глазами куклы. Кукле образ художником задан изначально. Ты смотришь на выражение ее лица, повторяешь в себе и как бы сливаешься с ним. Иногда я до сих пор выхожу на сцену,  как актер-кукла.

В Омске я пять лет работала в театре кукол. Кстати, играли вместе  со Станиславом Дубковым, нынешним директором «Арлекина». Но так сложилось, что ушла из театра. Тогда окончательно поняла, что мой путь – это драма. Уехала сначала на родину Шукшина, потом в Талды-Курган. В Шадринске Курганской области проработала пять лет. Потом вернулась в Омск и три года была в декретном отпуске. Но дальше сидеть, сложа руки, не захотела и выучилась на медсестру.

- Любопытный поворот!

- У меня многие одноклассники на врачей выучились. И я, глядя на них, неожиданно заинтересовалась физиологией, анатомией. Сокурсники в медицинском колледже знали, что я – актриса. И те из них, кто  был знаком с Любовью Ермолаевой, предложили мне прийти на прослушивание. В то время Любовь Иосифовна только год как открыла студию в статусе профессионального театра и продолжала формировать труппу. Прослушивание проходило в ДК «Звездный». Я шла с затаенной надеждой, что меня возьмут. В тот же день со мной пробовались Марина Школина, Настя Токова. И нас всех взяли! Кстати, Любовь Иосифовну я знала еще по культпросветучилищу - она полгода преподавала у нас сценическую речь. Тогда она была влюблена, приходила очень восторженная на занятия, говорила нам: «Девочки, что вы сидите такие скучные! Весна на улице!». Мы ходили к ней на ее камерный Володинский спектакль «Пять вечеров». Это было поразительно! Просто завораживающе! Уже тогда сложилось отчетливое ощущение, что Ермолаева – знаковая фигура для Омска. 

- Итак, вы теперь актриса театра Ермолаевой. Как вы готовитесь к роли?

- Мне нужно в зависимости от роли себя настроить. Если веселая роль, то похохмить, подурачиться, если серьезная, то меня трогать не надо. Я ухожу, стремясь остаться в одиночестве на какое-то время. Была у меня роль жрицы в спектакле «Забыть Герострата» Ю. Шушковского... Я ходила по коридору, трогала стены. Тактильные ощущения помогали мне настроиться. По роли я общаюсь с богами, несу их волю... Это требует особого настроя. Еще не могу  учить роли по напечатанным листам, которые нам выдают. Мне нужно обязательно переписать их своей рукой, иногда – несколько раз. Через «руку», через этот процесс «на ощупь» я погружаюсь и в текст, и в характер. Однажды я очень хотела сыграть Памелу. И когда переписала текст роли, то было ощущение, что ее сыграла. Я выплеснула ее из себя, отдала.  Испытала настоящее самоудовлетворение. Более того, после этого я бы уже  и не смогла сыграть Памелу реально.

- Как вы восстанавливаетесь?

- Раньше мы много общались после спектаклей, а сейчас я, отыграв, прихожу домой и подолгу сплю. Так снимаю стресс и усталость.

- Какая роль для вас стала знаковой?

- Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках» Островского и Полина Андреевна в чеховской «Чайке». 23 года я выходила на сцену в этом образе... Роль не главная, но мне она очень дорога. И я все время старалась придать ей новые черты. То играла «немку», то барышню с хитринкой, то глубоко несчастную особу. Мне нравится импровизировать. Рисунок (телесный) я знаю, следую ему, но в остальном это экспромты. Никогда, выходя на сцену, стараюсь не повторяться (из-за этого бывают трения с партнерами).

- А как партнеры реагируют?

- Честно? Кто-то даже называл меня обезьяной с гранатой, потому что не знали, чего ожидать в следующий раз. А еще сцена, мои театральные персонажи помогают мне лучше понимать своих близких – дочь и маму, что-то осознавать в себе, подбирать ключи понимания к окружающим.

- Кого бы вы хотели сыграть в данный момент?

- Леди Макбет. Это образ, который меня сегодня привлекает. Как женщина из невинного создания становится злобной фурией, как в душе зло начинает перевешивать добро? Сегодня это, пожалуй, самый интересный и загадочный для меня сюжет. Мне интересно рассказать и показать это зрителю, почему человек таким становится, его психологический путь, трансформацию ценностей.

- А что сейчас репетируете в театре? Островский - ваш автор?

- Абсолютно. Срослась душой с Домной Пантелевной, а сейчас репетирую Галчиху в спектакле «Без вины виноватые» с режиссером и  художественным руководителем Натальей Корляковой. Роль нравится, и мне кажется - мы понимаем друг друга.

- Ваша дочь Варвара пошла по вашим стопам?

- Нет, мой брат сказал, что одного актера в семье достаточно. Да и Варя не слишком рвалась, хотя поначалу я хотела, воспитывала соответственно. Но Варвара выучилась на аудитора. А вот имя ее связано со сценой. 27 лет назад в омском ТЮЗе шел спектакль, который очень мне нравился – «Девочка и апрель» Тамары Ян. И там была героиня Варя в исполнении замечательной актрисы Валентины Устимович. Кстати, моя Варенька родилась в мой день рождения. И это лучший подарок, который только может быть. 

Блиц-опрос:

Любимый город – Омск. Была я много где – на Ямале, в Средней Азии, Прибалтике, на Кузбассе, в Москве... Но лучше Омска города нет.

Любимый актер – Евгений Евстигнеев.

Режиссер всех времен и народов – Евгений Вахтангов.

Любимая книга – Гарри Поттер. Читать я очень любила и люблю. И часто погружаюсь в несколько книг одновременно. Кровать у меня книгами обложена по периметру. Сейчас, например, под подушкой – один из томиков Поттерианы, на тумбочке – Франсуаза Саган, где-то под боком примостилась Иоанна Хмелевская…

Любимый жанр – оперетта. Очень люблю «Сильву».

Хобби – поговорить с хорошим человеком. Очень люблю общаться. И еще для меня важно проговаривать свои мысли, эмоции, желания. Так я лучше себя понимаю. Я очень эмоциональна, непредсказуема, но мои мощные якоря – это семья и книги. 

Беседовала Лика Ардан