Отшумели аплодисменты, отыграны спектакли, вручены памятные сувениры и награды. В свои города вернулись участники Первого межрегионального фестиваля провинциальных театров «Театральная провинция» памяти Владимира Гуркина. Фестиваль проходил в Черемхово с 11 по 15 ноября и завершился на яркой, позитивной ноте. Имя драматурга объединило и перезнакомило актеров из Бийска и Омска, Нерюнгри и Усть-Илимска, Братска, Томска, Тынды.
Нам неведомо, какими путями актеры идут к результату, как лепят они, будто скульпторы, своих персонажей, но всякий раз, когда видишь на сцене не ходульных героев, а живых, из плоти и крови, заставляющих нас по-настоящему переживать, смеяться, плакать, то есть верить им, то всякий раз невольно испытываешь чувство благодарности к тем, кто заставил поверить, душевно очиститься, рассмеяться.
Таким спектаклем-открытием на фестивале стали для меня «Провинциальные анекдоты» Братского драматического театра, которые предложили посмотреть на Вампилова другими глазами, расставили новые акценты. Многие внутренние подтексты пьесы, которые ранее не считывались, я будто услышала вновь.Режиссер спектакля Сергей Куцевалов сумел найти и атмосферу, и сценический язык, и форму, чтобы рассказать нам две самостоятельные вампиловские новеллы, которые смотрятся на одном дыхании. Он ввел в ткань спектакля пластические решения некоторых сцен – например, сон главного героя Калошина (артист Виктор Головин), сделав это с определенной долей эксцентрики и юмора, причем с достаточным чувством меры и иронии. Замечательный актер Виктор Головин существовал в этом рисунке точно, тонко, изящно и очень хорошо умел слушать партнеров. И получался чудовищно трагикомичный персонаж, над которым мы не только смеялись, но и осуждали и сочувствовали.Сергей Терпугов, также точно работающий в предлагаемом рисунке, исполнитель ролей Камаева и Угарова и получивший на фестивале главную награду в номинации «Лучшая мужская роль», играл в спектакле наполненно, органично, деликатно, мягко, озорно, но не пережимая и не комикуя, выстраивая из ситуации характер.
Замечательной работой порадовали артисты Усть-Илимска во главе с режиссером Евгением Пиндюриным. Они рассказали музыкально-пластическим спектаклем «Техника дыхания в безвоздушном пространстве» по пьесе современного драматурга Наталии Мошиной о боли и радости, о жизни и смерти, о счастье и горе. Их спектакль был по форме и сценическому языку спектаклем- размышлением, раздумьем, разговором, приглашающим зрителей в круг тем, которые беспокоят главных героев, потому что они живут среди нас и решают те же проблемы, что и каждый из нас ежедневно. Великолепна в спектакле была актриса Елена Таксиди, которая в своей роли была так искренна, пронзительна, глубока и откровенна, что жюри было единогласно в оценке — именно ей отдать свои голоса в номинации «Лучшая женская роль».
Запомнились своим обаянием и теплотой прочтения спектакля омские актеры драматического театра «Студия» Любови Ермолаевой (Омск). Спектакль «Соня и Митя» (режиссер В. Романов). Захватила атмосфера спектакля, оригинальные костюмы, музыкальное решение, которое помогало, наполняло действие, вело актеров. Главная героиня Вера (Ирина Разумова) пытается стать писателем, она романтична, одухотворённа, доверчива, интеллигентна и одинока. Её подруги школьных лет несколько иные, но это не мешает их крепкой и надежной дружбе. Спектакль приглашал к диалогу о жизни, о времени, о любви, он втягивал в свое магнитное поле, заставляя сопереживать судьбам героинь. Театр « Студия» получил специальный приз жюри «За особую атмосферу и обаяние» спектакля.
Театр из Бийска привез спектакль по сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Спектакль яркий, фееричный, праздничный, в котором много юмора и иронии. Он построен на контрасте серьезного и смешного, но смешного было больше. Казалось бы, сказка Филатова, хоть и с гениальным текстом, актуальным до сих пор, но уже затерта до дыр и кем только не ставилась, начиная от профессиональных театров и заканчивая школьной самодеятельностью, и в нем уже невозможно открыть что-то новое. Однако режиссер Михаил Вороновский сумел вдохнуть в нее свежие мотивы, расставил нужные акценты, и она заиграла и заискрилась вновь. Великолепен Федот (актер Юрий Пашинин), который играл легко, свободно, с выдумкой, задавая градус, нерв спектаклю. Все актеры-персонажи подхватывали его настроение и были хороши: и Царь, и Царевна в потешном парике и круглых очках, и Нянька, и Генерал, и Баба-яга, и Маруся. Каждый нашел свой характер, каждый был интересен и обаятелен. Лаконична, выразительна и мажорна сценография Ольги Смагиной, за что ей отдельное спасибо.
Лора Тирон, «Байкальские вести» от 1.12. 2014 г. Иркутск