«Маленькие трагедии» нового времени
В драматическом театре «Студия» Любови Ермолаевой» продолжаются эксперименты. Если в спектакле турецкого поэта «Царица - Любовь» актеры осваивали пластику рук, то в «Маленьких трагедиях» Александра Пушкина режиссер пошел еще дальше и сделал из канонических текстов драмы и классической музыки современный спектакль в музыкальном жанре.
Премьера спектакля состоялась на прошлой неделе. До этого режиссер-постановщик Максим Диденко и художник-постановщик Павел Семченко, приехавшие из Санкт-Петербурга, пообщались с журналистами и рассказали о том, почему актеры в спектакле поют, и как произведение Пушкина связано с нашим временем.
- Обращаясь к этому произведению, я обратился к истокам театра «Студии» Любови Ермолаевой» - а именно: к «театру Поэзии», - пояснил режиссер. - Осью композиции спектакля будет застолье «Пира во время чумы», на которую будут нанизаны другие трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Аллюзии и мотивы других произведений Александра Сергеевича Пушкина.
Максим признался, что любит музыкальный театр, поэтому ему пришла идея переложить стихи Пушкина на музыку. В этом ему помогла актриса театра «Студии» Любови Ермолаевой» Алена Устинова, имеющая профессиональное музыкальное образование, педагог по вокалу.
- Мы подошли к этому спектаклю не просто, как иллюстрации драматического материала, я искал различные театральные средства, чтобы отразить тот поэтический мир, который зашифрован в тексте Пушкина, - отметил режиссер. - Я думаю, отчасти нам это удалось.
Причин, по которым Максим Диденко поставил именно «Маленькие трагедии» Александра Пушкина, несколько. Во-первых, его давно привлекал данный канонический текст. Во-вторых, его бабушка Любовь Иосифовна Ермолаева ушла из жизни, не закончив работу над пьесой Елены Исаевой «Спасибо, Пушкин». Она хотела, чтобы внук поработал вместе с ней, но тандема не получилось. Максим признался, что ключа от этой постановки бабушка ему не оставила, свой подобрать он не смог. Но в процессе осмысления выбора материала понял, что в память о Любови Ермолаевой и дяде Юрии Шушковском нужно ставить «Маленькие трагедии», чтобы не смотря на трагические обстоятельства, дать новый толчок развитию театра.
Максим Диденко воспринимает текст, как музыкальную партитуру, и в связи с этим выстраивает особую композицию спектакля, необычный рисунок. В мизансценах – фресочная заданность, много хореографии. Артисты исполняют сложные вокальные партии. Прямо на сцене маленький оркестр, живая музыка. Моцарт, Шнитке, французские и испанские композиторы. Синтез искусств позволяет зрителям ощутить рождение нового театрального языка.
Юлия Филоненко
Фото Владимира Казионова