Пьесу Джона Патрика «Дорогая Памела» критики и театроведы единогласно считают типично американской рождественской сказкой-притчей о всепобеждающей силе добра. В своё время эта пьеса обошла почти все сцены мира и везде имела огромный успех. Ведь в ней есть все, что для этого нужно: яркие характеры, блестящие диалоги, легкий и лихо закрученный сюжет. Теперь «Дорогую Памелу» можно увидеть и в театре «Студия» Любови Ермолаевой».
Предложение поставить пьесу о любви и добре, которых в современной драматургии днем с огнем не сыщешь, пришлась по душе Наталье Корляковой, главному режиссеру Северского театра для детей и юношества. Наталья Григорьевна сотрудничает со «Студией» уже десять лет.
Не ждите от этого спектакля экспериментов или неожиданных трактовок. На сцене все происходит в соответствии с классическим сюжетом, все строго по тексту. И персонажей в действии участвует ровно столько, сколько присутствует в авторском первоисточнике. (Правда, исполнителей меньше. Один из актеров играет сразу две роли). Но, главное, пьеса в интерпретации Натальи Корляковой стала менее американской. Мультикультурной и не привязанной к определенному времени ее сделали всего несколько штрихов. К примеру, звучащая в спектакле французская музыка Пьесу Джона Патрика «Дорогая Памела» критики и театроведы единогласно считают типично американской рождественской сказкой-притчей о всепобеждающей силе добра. В своё время эта пьеса обошла почти все сцены мира и везде имела огромный успех. Ведь в ней есть все, что для этого нужно: яркие характеры, блестящие диалоги, легкий и лихо закрученный сюжет. Теперь «Дорогую Памелу» можно увидеть и в театре «Студия» Любови Ермолаевой».
Предложение поставить пьесу о любви и добре, которых в современной драматургии днем с огнем не сыщешь, пришлась по душе Наталье Корляковой, главному режиссеру Северского театра для детей и юношества. Наталья Григорьевна сотрудничает со «Студией» уже десять лет.
Не ждите от этого спектакля экспериментов или неожиданных трактовок. На сцене все происходит в соответствии с классическим сюжетом, все строго по тексту. И персонажей в действии участвует ровно столько, сколько присутствует в авторском первоисточнике. (Правда, исполнителей меньше. Один из актеров играет сразу две роли). Но, главное, пьеса в интерпретации Натальи Корляковой стала менее американской. Мультикультурной и не привязанной к определенному времени ее сделали всего несколько штрихов. К примеру, звучащая в спектакле французская музыка - "Осенние листья" :Жозефа Космы Леграна, которая оказывается лейтмотивом спектакля. Разножанровые оранжировки музыкальной темы оттеняют самые драматичные моменты, делают их ярче и объемнее. И, кажется, все здесь происходит под шелест невидимых листьев, которые кружит незримый ветер.
Подвал, в котором разворачивается действие, оказывается странно-уютным. В сиреневых акварельных тонах, с живописными трещинами на стене. Есть даже накрытое клетчатым пледом кресло-качалка. Как-то не похоже на классический приют лиц без определенного места жительства. Здесь невозможно жить? Отнюдь… Здесь тепло, и не только потому, что старые стены укрывают от ненастья. Здесь все совсем не то, чем кажется – сахар хранится в коробке из-под табака, варенье к чаю – в банке с надписью «ацетон». А живущая здесь смешная старушка – похоже, одна из тех праведников, благодаря которым еще не рухнул этот мир.
Роль загадочной пожилой особы играли самые выдающиеся актрисы XX века. Первой Памелой Кронки в нашей стране была Татьяна Пельтцер, в Театре Сатиры в этой роли блистала Ольга Аросева… А в «Студии» Памелой неожиданно стала Лариса Дубинина. Ее Памела весьма аристократична. Этой восторженной даме удается быть элегантной даже в потрепанной домашней жилетке. Она держится просто, но с удивительным достоинством. А еще она способна радоваться любой мелочи, как ребенок, и танцевать с толстым беспородным котом по имени мистер Тэннер. От Памелы Дубининой всегда веет теплом, и тепла этого хватает всем, кто оказывается рядом. Вот что так чудесно преображает подвал, превращенный в дом. Точнее, кто – его необычная хозяйка. Ведь она жизнью своей утверждает главную евангельскую заповедь – заповедь Любви.
«…Думала, какой сделать подарок к твоему дню рождения, и решила в очередной раз пообещать любить ближнего из последних сил. Не мне тебе объяснять, что это нелегко! И ближним не всегда оказывается тот, кого хотелось бы видеть. Но что поделаешь? Ты учил, что любовь — это не удовольствие, а тяжелый труд и испытание. Дай же мне силы выдержать его, и дай силы тем, кого я люблю, полюбить друг друга...» — произносит Памела в Сочельник, стоя со свечой на лестнице – как будто поднимаясь над мирской суетой.
Да, стоит она на лестнице, которая вообще-то держится на честном слове. Но держится! Эта старая расшатанная лестница оказывается знаком жизни Памелы, в которой полагаться вроде бы совсем не на что. Более того, эту жизнь несколько раз пытаются оборвать. Но, разумеется, безуспешно (условия жанра и мудрые законы Вселенной другого варианта не предполагают).
Эта пьеса и грустная, и смешная одновременно. Также неоднозначны и все ее герои.
Самым колоритным из них оказывается Сол Бозо. У Игоря Малахова получился потрясающий комедийный персонаж – в первый раз перед зрителями он появляется в полотенце и мыльной пене, будто прямиком из анекдота. Он раскрывается постепенно – забавный увалень неожиданно демонстрирует детскую искренность чувств, оказывается без пяти минут философом… А Глория Екатерины Романив на глазах у зрителей из вечно всем недовольной куклы с застывшим раскрашенным лицом ко второму акту превращается в живую девушку, которая мечтает о простом женском счастье – семье и детях. Сложно поверить, но Екатерина органично вошла в пьесу всего за три репетиции – изначально эта роль предназначалась другой актрисе.
Все персонажи, кроме Памелы, здесь черно-белые. И весь спектакль мечутся от лучших проявлений человеческой души к самым низменным. Невидимый переключатель передвигает всегда одно и то же – деньги. На горизонте замаячила возможность «срубить бабла», и Сол превращается в расчетливого афериста, неплохой парень Брэд (Виталий Сосой) легко «забивает» на все принципы; увидев сумму с нулями, забывает о дружбе такой с виду «правильный» полицейский Джо Янки (Виктор Миранчук); не остается в стороне и Глория-Барбара, к тому моменту заполнившая «дом» букетиками и розовыми салфеточками... Ведь каждый из них – «обычный человек, который просто хочет нормально жить». Все просто.
Удивительно обаятельный Человек театра (Владимир Михайлов) помогает восприятию зрителей несколько чаще, чем это прописано в первоисточнике. В основном он задействован на вспомогательных ролях – изображает картинку в телевизоре, приносит поднос, на котором расставлены стаканчики с вишневой наливкой… В общем, развивает активную деятельность на периферии пьесы. Но Наталья Корлякова неожиданно предоставляет ему не предусмотренную автором возможность реально поучаствовать в действии – человек театра становится врачом, пришедшим к Памеле оформлять страховку. Сначала он объявляет: «Резко распахивается дверь, быстро вбегает мужчина средних лет с саквояжем». Потом быстро надевает шляпу и шарф и, сделав круг, входит в дверь уже в новом качестве.
В пьесе перемешались разные времена – если Брэд выглядит классическим героем времен гангстерской Америки, то его подружка Глория одета и ведет себя как взбалмошная современная девчонка – из тех, которые запросто бродят вечерами по городским улицам.
В отсутствие привязки к определенному времени история Памелы стала вневременной. Она ведь именно такая – повесть о Любви к ближнему, которая способна преобразить любого... О Любви – на которой держится этот мир.
Елена Мачульская