Всего и дела, что внимательно вглядеться…
(Ю. Левитанский)
Преподаватель Омского областного колледжа культуры и искусства Лариса Михайлова называет себя «поставщиком актеров». Уже более двадцати лет – с 1985 года она выискивает таланты и «раскидывает их по театрам» – не только Омска, но и других городов.
Кроме того, Лариса Ильинична – талантливый режиссер. Ее спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын», поставленный совместно с народным артистом омской драмы Валерием Алексеевым, можно назвать настоящим феноменом. Он идет в театре «Студия» Любови Ермолаевой уже 12 лет, и все это время пользуется неизменным успехом у зрителей.
– Я считаю, что каждый человек талантлив, неталантливых людей вообще нет. И свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы подсказать путь. А пойдет ли человек по этому пути – решать уже ему. Один студент как-то говорил: меня надо подтолкнуть. Я ответила: с тобой рядом всю жизнь не будет человека, который будет тебя тянуть. Очень боюсь причесать студентов под одну гребенку – по своему образцу…
– Можете рассказать подробнее о своих студентах?
– Я всегда со страхом сижу на вступительных экзаменах – переживаю больше абитуриентов. Страшно ошибиться и не разглядеть в робком абитуриенте «звездочку». Один яркий, но яркости этой хватает на полгода, а другой – поначалу робкий и нерешительный постепенно растет...
В этом году я выпускаю курс, 15 человек. Из них двое с явными режиссерскими задатками. Хотя я считаю, что актер и режиссер это две разные профессии, но человек может быть талантлив и в том, и в другом. Один 17-летний юноша на таком уровне сделал отрывок из «Чайки», что я на него смотрела снизу вверх. Нет, не завидовала, я радовалась. Ученик должен становиться на ступеньку выше своего учителя. Тогда работаешь не зря. Это был Арсен Решетов из Калачинска – я его «нашла» на «Театральной весне», он был потрясающе органичен и буквально притягивал к себе. (А я работала в жюри). Он подошел ко мне после спектакля и сказал: «Я хочу учиться».
Однажды один из студентов, от которого я совсем этого не ожидала, сказал: « Если бы я был губернатором, обязал бы всех выпускников заканчивать колледж искусств – так важно то, что там нам дают». Для меня его слова стали лучшей оценкой.
– Кто из ваших учеников играет в «Старшем сыне»?
– В этом спектакле играют три моих студента. Двое – уже сложившиеся актеры: Дмитрий Трубкин (он в свое время учился на первом моем курсе и стал одним из ведущих актеров театра-студии Ермолаевой), так же, как и Наталья Тыщенко. А еще студент выпускного курса Стас Ляшенко, сыгравший в спектакле роль Васеньки. Это его дебют. Когда в театре на эту роль понадобился молодой актер, который смог бы очень быстро войти в спектакль, я сразу подумала про Стаса. Ведь они с Васенькой внутренне похожи. Стас – юноша очень восприимчивый, с такой же «тонкой душевной организацией».
– Чем вас привлекла пьеса именно этого драматурга?
– Вампилов – это настоящая классика. Он всегда затрагивает нравственные, общечеловеческие проблемы. Потому пьеса, которую он написал в 70-е годы, более 40 лет остается актуальной. У Вампилова всегда есть ответы – почему человек поступает так, как поступает. Не нужно ничего фантазировать, додумывать – также, как у Чехова или Островского. Но за «Старшего сына» я взялась фактически по стечению обстоятельств – в 2000 году меня пригласили в сорежиссеры Валерию Алексееву, который уже работал над этим спектаклем.
– Как вы включились в этот процесс?
– Я очень внимательно отношусь к авторскому тексту и от актеров требую такого же отношения. У Вампилова есть своя особенная музыка слова, и вмешиваться в нее не стоит. Когда мы в 2000 году репетировали «Старшего сына», один из актеров пошутил: «Отыграем так 2-3 спектакля и будем играть по-своему». Я ответила: «Не получится, я буду ходить на каждый». За 12 лет я пропустила всего два или три спектакля.
Я приверженец школы Станиславского. Не отрицаю, конечно, что театр – это зрелище. Но, прежде всего, театр – это жизнь человеческого духа на сцене.
– «Старший сын» на сцене уже 12 лет. Что изменилось за эти годы?
– Борис Руденко – неизменный исполнитель роли Сарафанова. Роль Сильвы все эти годы играл Дмитрий Трубкин. Дима на глазах вырос в этой роли. Он входил в нее очень робко, а сейчас просто «купается» в ней. А вот Нин сменилось уже четыре. Нынешняя – Катя Романив – пришла из «Галерки» и уверенно вошла в эту роль. Она играет глубоко и вдумчиво. Вообще я получаю необыкновенное удовольствие от работы с актерами. С каждой репетицией мы вместе находим новые краски, открываем новые стороны и новые «прочтения» вроде бы знакомых персонажей. Этот спектакль действительно неисчерпаем!
– И последнее, о чем этот спектакль?
– О том, что человеком можно оставаться в любом мире, в любое время, нужно только уметь сопереживать. Можно и нужно принять чужую беду как свою личную, и не просто посочувствовать, а реально помочь.
В нашем суетливом мире, в вечной спешке у людей не хватает времени остановиться, всмотреться друг в друга, в самого себя. И очень просто озлобиться.
Статистика разводов сегодня действительно страшная. Не случайно в пьесе «Старший сын» у секретаря суда на работе «три дела – два развода». А Бусыгин – парень из неполной семьи – не рассказывает о своем отце, прерывает любую попытку спросить о нем. Не случайно Вампилов делает его студентом-медиком, ведь у медиков – стойкая репутация циников. Но когда Бусыгин встречается с искренностью Сарафанова, который остается ребенком в душе, душа героя начинает перестраиваться. «Не дай Бог обмануть того, кто верит каждому твоему слову». Он берет на себя ответственность за этого пожилого человека…
Помните, у Левитанского: «Всего и надо, что вглядеться, – боже мой, всего и дела, что внимательно вглядеться…». Вглядеться в себя и в людей, которые живут рядом, внимательно всмотреться в окружающий мир… Только тогда ты действительно начнешь ЖИТЬ…
Бытие среднестатистического современного обывателя по сути сводится к движению вдоль забора. Отделяющего жизнь каждого человека от остальных людей. Через полупрозрачные доски что-то видно, но слишком нечетко. Не разобрать. А за забором маленький мирок – лампа с абажуром, фикус, круглый стол... Там нарочито серьезная Нина (молодая актриса Катя Романив), поливает классический фикус, мучается от неразделенной любви Васенька (Станислав Ляшенко) и всю жизнь пишет ораторию «Все люди – братья» «блаженный» Сарафанов-Руденко…
Отношения с близкими сегодня, увы, часто сводятся к фразе: «Если бы вы знали, как вы мне надоели!». И когда появляется (внезапно заходит через дырку в заборе) человек, которому ты действительно нужен, это настоящее чудо!
У сегодняшних людей толстая кожа. Так жить проще, легче – классический тусовщик Семен, в просторечии Сильва («симпатичный нахал», талантливо исполненный Дмитрием Трубкиным), с неразлучной гитарой нигде не пропадет и везде придется к месту. Но Бусыгин (актер Виталий Романов), изначально очень на него похожий, разыгравший спектакль с собой в главной роли, чтобы было, где переночевать, стремительно меняется. Уже в середине действия лица у них совсем разные – у Сильвы – очень подвижное, с неизменной улыбкой, у Бусыгина – задумчивое и сосредоточенное. Этот молодой человек стремительно (всего за несколько часов) взрослеет.
Назвавшись сыном Сарафанова, Бусыгин быстро стал ему самым близким человеком.
Ведь в доме этого пожилого мечтателя все слишком зыбко, его маленький мирок держится на честном слове. Складывает рюкзак, чтобы уйти из дома насовсем, разочаровавшийся в любви = жизни Васенька. Упорно держащаяся за свою серьезность Нина собирается замуж по принципу «куда угодно, лишь бы отсюда». И как переходящий приз по рукам ходит подушка – очень по-детски…
Если жизнь не получается, нужно создать хотя бы видимость жизни. И Сарафанов поначалу упорно делает вид, что работает в филармонии, хотя уже полгода играет на танцах в клубе железнодорожников и похоронах. Но жених дочери – правильный летчик с обязательным букетом цветочков, не задумываясь, разрушает эту иллюзию.
Под градом осколков Сарафанов застывает. Но оказывается, можно жить, если хотя бы один человек в тебя верит… И что с того, что он не родной тебе по крови. Не это, в сущности, главное. В финале все маски сброшены – Нина только натужно старалась быть серьезной, на самом деле она обычная веселая девушка, Васенька, перестав строить из себя трагического героя, оказался милым мальчишкой, а Бусыгин, и это уже очевидно – человек, который никогда не подведет. И все очень просто: «Вы все мои дети, потому что я люблю вас!».
Елена Мачульская