Сорок лет назад хрупкая кареглазая девочка не смогла пройти мимо объявления о наборе актёров в любительский театр поэзии. Совсем скоро она превратилась в великолепную актрису, покорившую омскую сцену своей искренностью и бесценным талантом. Той девочкой была Лариса Дубинина, ныне актриса театра «Студия» Любови Ермолаевой», режиссёр и мастер художественного слова. До сих пор с сияющими глазами и до сих пор влюблённая в театр, как сорок лет назад.
На днях в театре-студии Любови Ермолаевой состоялся бенефис Ларисы Дубининой «Ах, эта женщина». Букеты цветов, звуки ласкового фортепиано и любовь омского зрителя заполнили вечер, оставив послевкусие гостеприимного театра и улыбку хозяйки вечера.
Внутренний голос
Лариса Ивановна родилась в городке Нефтяников и всю жизнь она будет возвращаться в родной уголок сибирского города.
– С садика я начала читать стихи. И все говорили, как хорошо у меня это получается. Знаете, громко, четко и искренне. Я, наверно, все и всегда делала искренне.
Мечта стать актрисой пришла к Ларисе Ивановне не сразу. Активистка и пионерка, слушающая The Beatles и Deep Purple, неизменная участница всех школьных мероприятий мечтала стать учительницей младших классов.
– Я устраивала настоящие уроки. Сначала с игрушками, потом с воображаемыми учениками. Все было очень серьезно – готовилась к урокам, у меня было множество тетрадей. И вот только потом я поняла, что это уже была игра, игра артиста, это были мои спектакли. И в один прекрасный день я вдруг поняла – не хочу быть учителем. Вот не хочу и все. А кем хочу? Начались поиски, размышления – и то не моё, и другое тоже не моё. И в какой-то момент внутренний голос сказал мне четко и уверенно: «Я хочу быть актрисой».
Начало положено
Лариса начала посещать библиотеку в ДК им. А. М. Малунцева. Брала книги по театру, конспектировала, знакомилась с таинственным искусством. В той же библиотеке она и увидела объявление о наборе актеров в народный театр поэзии. Школьница, не раздумывая, пошла прямиком к своему будущему учителю на всю ее жизнь. Театром поэзии руководила Любовь Иосифовна Ермолаева. Так состоялось знакомство двух ярких женщин, которые впоследствии составили не менее яркую творческую пару – режиссер и актриса.
Уже в 1973 году в главной роли Лариса Дубинина дебютировала в спектакле «Конек-Горбунок»:
– Это была моя первая роль. Любовь Ермолаева подошла к сказке очень интересно. Конек-Горбунок – это образ чего-то хорошего, светлого, таланта, который Иван будто бы эксплуатировал. Из атрибутов костюма на мне была шапочка, в которой мы с Иваном путешествовали по сказке.
Кинематограф и столица
– С самого моего рождения у нас был телевизор. Родители сказали, что как только я родилась, они сразу купили его, и все соседи приходили к нам смотреть новые фильмы. Я сразу влюбилась в мир кино. С каким удовольствием я смотрела «Войну и мир», «Бриллиантовую руку», советские комедии. Все это покорило меня. А ведь в фильмах играли вахтанговцы, и я решила, что стать актрисой смогу, только став одной из них.
Так выбор привел ее в Москву – целью стало Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина. Случайность или провидение, но, дойдя до третьего тура, Лариса Ивановна не поступила и вернулась обратно в студию Любови Ермолаевой.
В это время Любовь Иосифовна берется ставить пьесу А. П. Чехова «Чайка», Лариса Дубинина была утверждена на роль Нины Заречной. Через два года состоялась премьера. И снова Лариса Ивановна едет в Москву, но уже не как абитуриентка, а как актриса знаменитой «Чайки».
– Можно сказать, что роль Нины Заречной в чем-то определила мою судьбу. Это снова был переломный момент. Приехали те самые вахтанговцы, высоко оценили нашу работу и настаивали, что мне необходимо снова поступать.
И вновь Лариса Дубинина отправилась в Москву. На этот раз актриса окончила Щукинское училище по специальности «режиссер драмы».
Специальность Лариса Ивановна реализовала, работая режиссером в ДК «Текстильщик» и в ДК «Шинник» в родном Омске.
Как студия становится театром
В 1987 году Любовь Ермолаева поставила спектакль «Майя» по пьесе Л. Разумовской, который позднее стал лауреатом Всероссийского фестиваля народных театров в Москве. (В 1989 году он был показан на фестивале «Лучшие спектакли России»). А на премьере побывала сама Л. Разумовская, которая приехала в Омск оценить и, как следствие, восхититься режиссурой и исполнительским мастерством Ларисы Дубининой в роли Майи.
Спектакль оказался настоящим бриллиантом, и отчасти благодаря именно ему в 1991 году театр-студия получил новый статус и стал профессиональным, муниципальным учреждением. Первая строчка в репертуаре – спектакль «Майя», первая актриса в списке труппы – Лариса Дубинина.
«Театр – совершенство и совершенствование»
В 1998-м Лариса Дубинина пришла в Омскую филармонию в качестве мастера художественного слова. Актриса привнесла свежую струю в уже существующие постановки и реализовала новые. Лариса Ивановна работала без устали, реализуя программу за программой.
Но и в третий раз актриса вернулась в родной театр, на возрождение горячо любимой зрителями «Чайки», в роли Аркадиной.
…У нее новые идеи, новые проекты, интересные и многообещающие. Рядом с ней любимый театр и родной учитель.
– Любовь Иосифовна для меня не просто режиссер. Она моя вторая мама, мой учитель и просто близкий человек. Я всегда возвращаюсь к ней. А театр для меня – совершенство и совершенствование. Это всегда открытия, и главное – не бояться их.
Ирина Чернышева