БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Обычно взрослые сочиняют сказки, имея в виду вполне конкретных детей. Льюис Кэрролл написал  «Алису в стране чудес» для семилетней дочки ректора Алисы Лиддел. Алан Милн подсмотрел Винни Пуха среди игрушек своего сына Кристофера Робина. Астрид Линдгрен выдумала историю про очень сильную девочку Пеппи Длинный Чулок, чтобы подбодрить заболевшую воспалением легких дочурку Карин.
У актера Студии Ермолаевой Виталия Романова – автора, композитора и режиссера новогодней сказки «Чудесная ёлка» – очаровательной Музы лет пяти на примете не оказалось. Работая над пьесой, он ориентировался на…  коллег-актеров.

Сказка за руку ведет новый день и новый год

– Сказку  задумал давно, правда, персонажи были другие, их было больше. Потом про нее забыл, но когда встала острая необходимость сделать новый новогодний спектакль, она легко уложилась на бумагу. Детских пьес мало хороших, новогодних особенно. Подумал: чего искать-то, если уже есть в голове? Сыграл роль и мой эгоизм( улыбается), захотелось своего. Пока писал, представлял актерские рисунки, мизансцены. Заранее знал, что Зайца будет играть Наташа Тыщенко, а Жадность – Настя Токова. И гномы тоже подразумевались,  Женя Сизов очень добрый человек, поэтому он стал Антошей. 
В Студию Любови Ермолаевой Романов пришел десять лет назад, сразу после актерского отделения новосибирского театрального училища, которое теперь стало институтом, и где Виталий учится сейчас на режиссуре (курс С.Н.Афанасьева). В его копилке более двадцати ролей, любимые – Треплев в чеховской «Чайке» и Рахманов в «Жульете» Сергея Руббе. «Чудесная елка» – не первый режиссерский опыт, Виталий Романов уже сделал «Счастливую ошибку» и «Разговор, которого не было». Любовь Ермолаева любит своих актеров, растит, пестует, дает возможность проявить себя.
– Есть режиссеры, которые замечательно  и много разговаривают, разговаривают интересно, но это еще не значит, что интересным будет сам спектакль. А Любовь Иосифовна может произнести одну фразу – и мне понятно, что она имеет в виду. У нее глобальное видение, она берет пьесу и окружает ее историей, философией, даже новыми персонажами, это интересно – процесс репетиций получается увлекательным. Прочитал как-то у Станиславского, что режиссер – это, прежде всего, зритель. Сначала не совсем понял, что же имел в виду Константин Сергеевич, поэтому много вмешивался в актерский рисунок, шел не от актеров, а от своих каких-то идей. Хотелось всего сразу, а так не бывает. Постепенно, с опытом, понял, что нужно больше смотреть, а не говорить, научился не мешать: актерам необходимо время, чтобы  освоиться. Мало ли что я там навоображал? Вот конкретные актеры, конкретная площадка, декорации – нужно пристраиваться, давать побольше свободы. Хитрить где-то, делать вид, что они все придумали сами, мягко-мягко подводить к, нужному мне рисунку.
Сказка вышла непритязательная, но милая: за час до нового года гномы Кеша, Антоша и Гоша (Александр Ревва,Евгений Сизов, Дмитрий Трубкин ) в ожидании Деда Мороза наряжают елочку. Появляется маленький любопытный Заяц (Наталья Тыщенко) и, невзирая на запреты,  заглядывает в сундук, где томятся Жадность, Хитрость и Глупость (Анастасия Токова, Алена Устинова и Татьяна Гашенко). Ведьмы вырываются на свободу и делают все возможное, чтобы елочка не зажглась, а новый год не наступил, потому что не без основания опасаются, что Дед Мороз  (Виктор Миранчук) снова закроет их в сундук. 
Внимание почтеннейшей публики, которой  от трех до семи, удержать непросто. Время от времени малышня принимается ползать между кресел и даже выбегает в проход. Однако во время музыкально-танцевальных дивертисментов смотрит на сцену заворожено. Актеры поют, танцуют и кувыркаются с видимым удовольствием, и дети легко попадают под их обаяние.
У Романова нет классического музыкального образования, поэтому с аранжировкой песен ему очень помог звукооператор Александр Орловский: Виталий наигрывал на гитаре тему, показывал, чего бы ему хотелось,  а Александр прописывал основные инструменты, добавлял музыкальные эффекты. Жаль только, что исполняются песни «под фанеру». 
–  Понимаете, актеры много двигаются, танцуют…плюс акустика не идеальная, да и подходящей аппаратуры для подзвучивания нет. Поэтому в записи, поверьте, – надежней, – объясняет Виталий.
В постановке танцевальных номеров очень помогла хореограф Алена Калугина, особенно с финалом. А лучший вокал, вне всякого сомнения, у Алены Устиновой.
Декорации придумала Елена Жарова. Елка получилась нарядная, словно модница в бальном платье. Сначала была мысль купить новогоднюю красавицу, в магазине сейчас каких только нет! Но потом решили, что елка должна быть театральной, покупная привычна, узнаваема, а по замыслу сказочника она должна быть чудесной.
Очень много сделал заведующий постановочной частью Игорь Троицкий. Сказка – такой жанр, где театральные эффекты не просто уместны, без них невозможно обойтись, и волшебство зачастую зависит не столько от таланта актеров, сколько  от профессионализма звукооператора, осветителя, рабочих сцены – список можно продолжить. Зафонил микрофон, не загорелась елочка, и вместо очарования – недоумение. 
Костюмы  придумала Оксана Анищенко. С Зайцем, Дедом Морозом и даже гномами художник по костюмам не мудрствовала лукаво, персонажи традиционные, и если упражнять фантазию с их нарядами, можно сбить зрителей с толку. А вот как выглядят Жадность, Хитрость и Глупость? Оксана сделала их эффектными барышнями в замысловатых шляпках, пышных кринолинах, ярких перышках и цветочках. Очень красиво, но не вполне убедительно. И без того сказка  с гендерной точки зрения получилась двусмысленной: женщины в ней глупые, жадные и хитрые, а мужчины добрые, щедрые и умные. 
– Это непроизвольно вышло, – смеется Виталий Романов. – Ведьмы есть ведьмы, что с ними поделаешь? Один из актеров  (он недавно женился, отсюда и выводы) даже сказал: «Я понял смысл этой пьесы. Жили-были люди, мужчины неженатые, пришли женщины – и все испортили».
В оправдание сказочнику следует отметить, что отрицательные персонажи ему удались лучше, и песни у них смешнее:

Как темно и сыро в сундуке паршивом!
Больше не хотим в нем оставаться!
Кто он, этот Дед Мороз? Старик плешивый!
Как он смел так с нами обращаться?

В «ариях» ведьм заложен и характер, и рисунок роли, и отрицательное обаяние:

Жадным быть почетно и вполне доходно,
А делиться с кем-то – чего ради?
Все – себе, другим – ни крошки! Это модно!
Вырастешь со мной богатым дядей!

Хитрость – это свойство так необходимо!
Вам обман полезен, в самом деле!
Все хитрят, и ты хитри, вполне простимо
Одурачить, чтоб добиться цели!

Глупым быть приятно – ноль в любом вопросе!
Безответственность и безнаказанность!
Ничего не надо: ковыряйся в носе!
Горе от ума, недаром сказано!

Типажи гномов тоже прописаны внятно, разнообразно.  Старший, Кеша (Александр Ревва), ответственный, строгий, рассудительный, разговаривает командирским тоном («Отставить! Как гирлянда? Приступай к завершающей стадии!»). Средний, Антоша (Евгений Сизов) добрый, заботливый, приветливый («Тебе не холодно? Могу одолжить шубку»). Но самым симпатичным вышел младший – Гоша (Дмитрий Трубкин). Этакий «ботан», способный все объяснить с научной точки зрения. Когда гномы пугаются шума – кто бы это мог быть? медведи все спят, – тут же находит ответ: «По статистике пять с половиной процентов медведей просыпаются зимой и начинают шататься по лесу!»
В Зайце (Наталья Тыщенко) тоже узнаваем непоседливый мальчишка, всюду сующий свой нос. Единственное, что смутило – неудачный грим. У маленького пушистого зайчика хоть и белые, но фельдфебельские  усы. Поверьте, смотрится противоестественно.
Дед Мороз сделан без юмора, Виктору Миранчуку просто нечего играть. Этакий  фонвизинский Стародум – появляется в финале и резонерствует. И чего, спрашивается, ждали его весь спектакль? Елочку зажечь? Но даже с елочкой по техническим причинам осечка вышла… Впрочем, этого, похоже, никто не заметил. Ребятишки искренне радовались, что все закончилось хорошо, и отбивали ладошки.
Как там, у Евгения Шварца? «В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Александра Самсонова