БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

«Одевайся потеплей, в театре очень холодно», – так начиналась моя заметка 13-летней давности о спектакле «Таланты и поклонники», который летом нынешнего года был любовно восстановлен в студии Ермолаевой. Какое счастье, что в театре наконец-то случился ремонт, что в зрительном зале установили новые кресла и починили отопление. Потому что студия Ермолаевой – это, прежде всего, маленький ТЕПЛЫЙ домашний театр. В котором даже встреча со старым спектаклем – это встреча со старым другом.
Впервые Любовь Ермолаева поставила пьесу Островского 3 марта 1996 года во дворце культуры им. Малунцева. 1 октября 1999-го спектакль был восстановлен уже на нынешней сцене, а 5 июля 2012-го зрители снова смогли увидеть очередную версию. Невероятно, но у меня сохранилась программка 1999 года! Из первых исполнителей остались четверо: Игорь Малахов по-прежнему играет князя Дулебова, Ольга Сергун – Домну Пантелевну, Владимир Михайлов – Мигаева, а Игорь Школин сменил образ молодого купца Васи на возрастную роль суфлера Нарокова (его он играет в очередь с Борисом Руденко). Актерский состав обновился на три четверти, но сценография Юрия Харикова осталась неизменной – костюмы и декорации воссозданы по старым эскизам. Все так же работает пластическое решение Юрия Шушковского и звучит замечательная музыка  Валерия Слагаева.
Не буду повторять банальных истин, что Островский в наши дни стал современен и актуален. Девушки, предпочитающие богатых «папиков» бедным студентам, – тема вечная. Как-то мне даже удалось в споре с коллегой, который обвинял слабый пол в алчности, если не оправдать, то объяснить их мотивы. Ведь женщина изначально, по природе своей – всего лишь самка, которая бессознательно выбирает самца сильного и активного, способного прокормить ее будущих детей. И, согласитесь, богатый и успешный сумеет это куда лучше, чем бедняк-неудачник.
В версии 90-х годов Петю Мелузова, который пытался «актрису грамматике учить», играл Алексей Мишагин. И уж такой у него студент получился правильный, принципиальный, ревнивый и любующийся своей честностью, что зритель не только его ни разу не пожалел, но даже позлорадствовал, когда Негина предпочла этому зануде и моралисту обаятельного и заботливого Великатова (Сергей Жулей). В нынешней редакции и Виталий Сысой, и Дмитрий Трубкин играют наивного, недальновидного, но очень хорошего влюбленного мальчика, которого жалко – до слез. Однако реалии нынешнего дня навязывают  иные акценты, досадно становится  – молодой, здоровый, дипломированный – и болтается без работы. Места он, видите ли, дожидается! Ничего, кроме нравоучений, предложить любимой девушке не в состоянии.
Надо сказать, что в нынешнем спектакле «старики» явно переигрывают молодую поросль. Домна Пантелевна Ларисы Дубининой и Ольги Сергун получилась  такой яркой, живой, непосредственной, что порой кажется: спектакль вовсе не об актрисе Негиной, а о ее матушке. А как хорош Виктор Степкин в роли Великатова! Голос, манеры, обаяние… Э-э-э! Да что там говорить! А князь Дулебов в исполнении Игоря Малахова? Это нечто! Какие движения! Мимика! Отрицательное обаяние! Мизансцены безупречны, каждая фраза удачно акцентирована. А как хороши разные мелочи вроде манипуляций с тростью! Наблюдать за его игрой – наслаждение! А какого красавца Эраста Громилова представляет нам Виктор Миранчук! Как он наслаждается  текстом Островского! Как вкусно произносит фразу: «У меня сегодня красноречие не в порядке!»  Как мастерски «учит благородству» богатого купца.
Театральный критик Марина Давыдова считает, что типажи, в отличие от людей, не могут вызывать морального осуждения или, наоборот, восхищения. Они могут лишь быть хорошо сыграны или плохо. «Молодежь»  играет качественно, профессионально. Хороши и Смельская (Ирина Разумова и Татьяна Гашенко), и Бакин (Евгений Сизов и Александр Ревва), и купец Вася (Михаил Тонких и Евгений Хабиров). Но по сравнению со «стариками» они, как говаривал Яичница о женихах, все-таки жидковаты. Вровень с мэтрами, пожалуй, лишь главная героиня. Рисунки роли Анны Бодровой и Ольги Чиченковой слегка отличаются, но, вне всякого сомнения, – то, чем живет Негина, актрисам близко и понятно.
Немного огорчило, что роскошный текст Островского иногда произносится невнятно. Так и не удалось насладиться фразой «…не хватает у вас грации… грации, меры. А мера-то и есть искусство…» Не думаю, что режиссер ее сознательно выкинула, скорее, актер «заболтал». Но эти досадные мелочи не портят общего впечатления – классическая  пьеса, отличная режиссура, прекрасная актерская игра. Спектакль не открыл новых имен, не поразил новизной концепции, не стал поворотным в творчестве режиссера, как это произошло с другой классического постановкой – «Чайкой». Но это мастерски выполненная работа, которую зритель смотрит с наслаждением. Согласитесь, не так уж мало?

Александра Самсонова