БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Спектакль драматического театра «Студия» Любови Ермолаевой «Оскар и Розовая дама», вышедший в прошлом году, не стал, к сожалению, предметом жарких дискуссий, но «жизнемысли» спектакля (именно так, «по-гачевски», хочется назвать увиденное) необычайно глубоки и своевременны.

 

Начну, казалось, издалека. Нынешней весной минуло уже 23 года со дня Чернобыльской катастрофы. Целое поколение выросло, узнав о происшедшем из книг, газет и Интернета. Радиоактивная пыль, сеющая смерть, так же, как духовный кризис общества, незаметна внешне. Только радиация постепенно уничтожает тело, а кризис – душу. И не спасут ее никакие правительственные сверхмеры. Когда все общество «истерит» по поводу экономического кризиса и ищет глобальные пути выхода, театр как атрибут духовного, предлагает свои непростые вопросы совсем в другой плоскости реальности.

Сюжет повести или монопьесы Э. Шмитта сам по себе довольно трагический. Он состоит из писем, которые тяжелобольной, умирающий от рака десятилетний мальчик Оскар по совету сиделки пишет Богу. Жить ему осталось всего несколько дней, за ним ухаживает пожилая сестра милосердия, и мальчик к ней очень привязался, а она к нему. Действие пьесы начинается 19 декабря, и  умрет Оскар прямо накануне Нового года. Чтение книги будоражит душу, комок то и дело подступает к горлу. Но когда закрываешь последнюю страницу, все выглядит немного по-другому. Вообще свои произведения Шмитт писал скорее для театральных постановок, чем для чтения.

Но сценическое решение Любови Ермолаевой совершенно неожиданно. Аскетично-грубоватое оформление Ольги Веревкиной погружает зрителя в некое пространство подвала или чулана, где вульгарные и раскованные «дети подворотни» обнаруживают странные письма. То,  как они их читают, рефлекторно вызывает отторжение. Полные сарказма,  по очереди произносятся строчки: «Дорогой Бог, меня зовут Оскар.  Я поджигал кошку, собаку, дом (думаю,  при этом золотые рыбки поджарились), и пишу тебе в первый раз, потому что раньше времени не было – из-за школы. Сразу предупреждаю: сам я писать терпеть не могу…». Критики пишут, что очень веселым этот текст был прожит гениальной Алисой Фрейндлих, которая   получила за  роль Дамы «Золотую маску» и орден святой Екатерины.  Но у Любови Ермолаевой другая задача – она поведает невеселые вещи. И лица «детей подворотни»  будут постепенно меняться вместе с мыслями пьесы… а пока неприятно наблюдать этот саркастический выброс эмоций. Как пинок мяча,  реплика передается друг другу. Что ж,  мир дисгармоничен, несправедлив и часто циничен… Привнести  в него гармонию сможет лишь светлая, чистая душа. И вот  появляется странная особа, которую малолетний автор письма называет Розовой мамой, текст мгновенно становится объемным, многозначным,  живым. Правда, вместо ожидаемых нежно-розовых тонов   дама  оказывается в сером.  Она, похоже,   немного не в себе. Говорит, что  устроилась в клинику  контрабандой: для сиделок устанавливается предельный возраст, а она здорово перебрала его. Что ж, как ни прискорбно, но,  только расставшись с рассудком, человек в социуме (еще со времен Гоголя) приобретает некий статус, внутреннюю свободу и становится духовно сильным. Во дворе, похожем на подвальное помещение, по центру на заднике умывальник, несколько почтовых ящиков, шины, колеса, подчеркнуто мужской атрибут, а сама дама оказывается бывшей кетчисткой. (Кетч -  разновидность профессиональной борьбы, в которой разрешены любые приемы). На все случаи жизни у Розовой дамы имеются любопытные истории, которыми она доверительно делится с Оскаром. Вчитываясь в текст писем, актриса,  читая  за себя и за Оскара,  видит намного дальше этих несчастных ребят (потерянное поколение). Но то она и духовный лидер.  На нее сделан режиссерский акцент, а не на больного мальчика, которого, несомненно, очень жалко. Но такое прочтение  повлекло бы  смещение жанра в сторону  мелодрамы. Спектакль получился глубже. Зритель видит Оскара глазами Розовой дамы. Точно выбранная интонация и пластический рисунок позволяют Ларисе Дубининой быть удивительно органичной. Озорной и суровой, смешной и трогательной. Именно за ней к Богу устремится Оскар и все ребята, читающие его письма и на наших глазах постепенно преображающиеся духовно. Игорь Васецкий, Николай Дубков, Ольга Чиченова, Евгений Хабиров, Наталья Тыщенко. Печально, что не родители рассказывают им об этом пути. Несмотря на несхожесть характеров (у каждого из них  и свой по времени путь к прозрению), они являют собой одно целое: сложный духовный мир Оскара.

Второй акт спектакля начался дезактивацией и ознаменовался табличкой: «Опасная зона»! Люди в комбинезонах  - символы времени! Кому-то покажется странной эта ассоциация? Но вспомним Чернобыль. С первых же часов после аварии улицы населенных пунктов зараженной зоны потребовалось поливать водой. По иронии судьбы,  на весь город Чернобыль оказалась одна поливальная машина. Может быть, ею в спектакле оказалась Розовая дама? А рукомойник в чулане – метафорой очищения?

Самое ужасное, что чернобыльская катастрофа спровоцировала  мутации у людей и животных. По словам академика Украины Д. Гроздницкого, сейчас все чаще рождаются дети с синдромом Дауна, лейкемией, а  у детей рак щитовидной железы возникает в тысячу раз чаще, чем до аварии. Страшная правда, страшные цифры. Чернобыль сформировал общество обреченных… Где найти пути выхода?

 Розовая дама рассказывает мальчику легенду о пророческих днях, по которой по двенадцати последним дням года можно определить погоду на следующие двенадцать месяцев.  Она предлагает Оскару понаблюдать за каждым днем, представив себе, что один день считается за 10 лет человеческой жизни. Мальчик с радостью подхватывает  идею, ведь не всякий сможет дожить аж до 130 лет, а в его случае особенно. За это время он успевает «прожить» целую жизнь: влюбиться, жениться, чуть было не разойтись, состариться, найти себе друзей … Энштейн, Попкорн, Сандрина и она,  Пегги Блю, появившаяся вверху на крыше дома, сначала как высокая и недоступная мечта. Худенькая, болезненная, смущенная, она станет той, которую Оскар глубоко и не по-детски полюбит. Как  настоящий взрослый мужчина, он защищает и оберегает ее, беря на себя весь груз ответственности. Как же много общего у этих детей, объединенных тяжелой болезнью (шире – недугом общества)?  Да, быть подростком очень трудно, юность – прекрасна, а вот тридцать с хвостиком – «это возраст забот и ответственности», от сорока до пятидесяти можно натворить кучу глупостей, в 60 расплатиться за сделанные ошибки. Есть радости и впереди: «Сегодня мне 100 лет, я много сплю, но чувствую себя хорошо». А потом, когда не можешь двигаться, стоит использовать интеллект. Совсем не детские мысли. А о хрупком духовном мире ребенка  напоминает трогательная музыка («Вальс снежинок » из «Щелкунчика») и «ходячий» детский реквизит - мягкие игрушки: медвежонок, жираф, забавная кукла с соломенными волосами. Но дети так повзрослели.  Выросли духовно на наших глазах. Никто не может избежать страданий, но «надо различать два вида страданий: физическое страдание и страдание моральное, - говорит Розовая дама, - моральное страдание – это выбор. А еще ребята узнали, что между Богом и Дедом Морозом нет ничего общего. У Бога можно просить только о духовных вещах. Спектакль довольно непросто пробивался к зрительскому сердцу. Но победил. Стоя, со слезами, покоренный  зал аплодировал творческому союзу единомышленников, театру Любови Ермолаевой. А сюжет «Оскара и Розовой дамы» после спектакля возвращал и возвращал  нас к вопросам, которые часто задают люди, только приближающиеся к вере: почему Бог допускает, чтобы болели и умирали дети, почему в мире так мало любви? Даже родители не умеют любить своих детей? Но ни автор, ни его персонажи,  ни режиссер не дают однозначных ответов. Потому, что «самые интересные вопросы остаются вопросами. В них содержится тайна. К каждому ответу следует всегда добавлять «возможно». Только малозначительные вопросы имеют окончательные ответы».

— Вы хотите сказать, что у «Жизни» нет решения?

— Я хочу сказать, что у «Жизни» -  множество решений, а, следовательно, нет единого решения.

— А я думаю, Розовая дама, что единственное решение у жизни - это жить».

Письма Богу заканчиваются. Розовая дама  поведала нам о разных историях своей жизни, она стала для Оскара знатоком кетча, не будучи  таковой на самом деле, но безмерно благодарна Богу за то, что он познакомил ее с этим маленьким человечком. Благодаря Оскару  она укрепилась в своей вере,  а  мальчик оставил перед смертью плакат над изголовьем своей кровати: «Только Богу дано право разбудить меня». Законы любви передаются из поколения в поколение. Странная сиделка научила его любить родителей, себя, других... И жизнь оказывается сильнее смерти. Письма Оскара, прочитанные актерами театра «Студии» Л. Ермолаевой, дают серьезный повод задуматься о себе, о времени и собственном выборе.