БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Пятый год в репертуаре театра идет замечательный спектакль по пьесе А. Галина «Ретро» в постановке художественного руководителя театра Ермолаевой Л. И. Зимним прохладным вечером, 6 февраля, спектакль особенно тепло воспринимался зрителем.

 

Одиночество – это щетина на лице, потому что бриться – не для кого; это шахматная партия с воображаемым партнером; это раздражение твоего ребенка, срывающегося на крик в разговоре с тобой; это тоскливое ощущение собственной ненужности и никчемности; это исповедь перед голубем, случайно залетевшим в раскрытое окно.

И ты прячешься в свое одиночество как улитка в раковину, где тебя обволакивают пушистые облака воспоминаний, и душа перестает саднить. Не в силах примириться с настоящим, ты бежишь в мир прошлого… Но вдруг однажды порог твоего мира самовольно переступают три грации. Хотя, справедливости ради, какие из них теперь грации? Таковыми они были много лет назад. А сейчас это три уставшие от одиночества женщины, готовые встать в очередь за собственным счастьем.

Одна – Нина Ивановна (Ольга Сергун) – само воплощение сдержанности и спокойствия, сквозь которые – задорным огоньком - то и дело проблескивает кокетство.

Другая – Роза Александровна (Тамара Анохина)  – не женщина, а море разливанное, с поистине одесской широтой характера.  

 Третья – Диана Владимировна (Ольга Серман) – строгая и чопорная дама с осанкой (пусть завидуют ровесницы!) гимназистки и с чутким, отзывчивым, сострадательным сердцем.  

Сумеют ли три незваных гостьи вытащить нашего героя из его раковины?

Благодаря великолепной игре актеров, точеным характерам героев, не игре, а проживанию ролей на сцене мы не только следим за внешним действием, но и начинаем заглядывать внутрь себя. А не чувствуют ли наши близкие себя одинокими рядом с нами? Не возводим ли мы своими собственными руками стену между собой и миром?

Блестяще передан конфликт поколений. Николай Михайлович Бориса Руденко выше всяких похвал: его герой вызывает каскад эмоций, в которых смешаны и смех, и слезы.

Очень интересно наблюдать за героиней Ольги Сергун Ниной Ивановной. Безусловно, на нее, бывшую медсестру, всю жизнь проработавшую в учреждении для душевнобольных, наложила свой отпечаток профессия. Она педантична, скрупулезна, подозрительна. Нет-нет, да и вспыхнет в ее глазах чисто диагностический интерес к потенциальному жениху и соперницам. Но тут же тончайший переход – и он трансформируется в человеческую заинтересованность, а следом вдруг «набегает» скука. Впрочем, и она вскоре сменяется выражением расчетливости. Маски постоянно чередуются на лице, а за ними по мере развития действия все явственнее угадываются то нерастраченная нежность, то неразделенная любовь, то невостребованная женственность. А когда в слезах она заклинает: «Творог! Мне нужно купить творог!», ее маски вдруг разом падают, обнажая абсолютную беззащитность и все то же кричащее одиночество, преследующее каждого из шести героев «Ретро».

Актрисе Ольге Сергун удалось создать цельный, многогранный образ. Хочется также отметить ее умение превращать в партнеры предметы. Она замечательно передает свое настроение в тот или иной момент сценической жизни через манипуляции с платком, вязанием, через игру со своей сумочкой.          

Спектакль «Ретро» никого не оставляет равнодушным как раз потому, что одиночество -  категория универсальная, никак не привязанная к возрасту. Им можно заболеть равно и в 70, и в 20. И так же универсален рецепт, способный исцелить от него: «Пока ноги ходят и сердце стучит, надо надеяться». Надеяться на то, что завтра будет лучше, чем вчера, на то, что ты обязательно встретишь родственную душу – потому что не счесть на земле таких же «одиночеств» как ты. Просто надо не бояться сделать первый шаг. Просто нужно  понять, что разделенное на два одиночество волшебным образом превращается в свою противоположность, ведь на другом полюсе от него – дружба, любовь, радость со-бытия.

А сделаете ли вы этот шаг или нет, зависит только от вас. 

Арина Южная, Москва