БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Приглушенный свет, живой лирический звук гитары, на сцене – актеры, шепотом переговаривающиеся и проверяющие все детали перед началом действа. На сцене же – зритель. Замер в ожидании и душевном волнении, ведь общение предстоит не совсем обычное: дыхание в дыхание, глаза в глаза…

 

Публику, пришедшую на премьеру, специально разместили на сцене. Конечно, такой зал вмещает немногим  более пятидесяти зрителей, зато создает уютную и  неформальную обстановку общения актера и аудитории. Атмосфера доверия, искренности,   непосредственного контакта со зрителем важна для любого концерта, а для спектакля-концерта тем более.

-  «Все песни, которые мы сегодня исполним, написаны Олегом Митяевым. И еще вы услышите записки, собранные Олегом Григорьевичем во время концертов по городам и странам.  Мы озвучим творчество его поклонников – это будут рассказы и хокку – маленькие японские трехстишья».

Такой мини-пролог звучит перед началом спектакля «Ты расскажешь мне всю жизнь» по творчеству Олега Митяева в театре «Студия» Л. Ермолаевой». Проект для театра необычен по двум причинам. Во-первых, эта постановка осуществлена актрисой театра Аленой Устиновой и является ее первой актерско-режиссерской работой. Во-вторых, подобного жанра - спектакль-концерт - в репертуаре театра до настоящего времени  не было. По словам Алены Устиновой, «сама идея постановки спектакля по творчеству Олега Митяева возникла у художественного руководителя театра Любовь Иосифовны Ермолаевой. Дело в том, что она лично знакома с Олегом Митяевым и является давней поклонницей его творчества. Мне было предложено взяться за постановку по нескольким причинам. Во-первых, я имею музыкальное образование, а во-вторых,  сама люблю бардовскую песню. Идея  вынашивалась в течение трех лет и вот теперь реализовалась».

Логична мысль о том, что песни любимого барда лучше слушать в его же исполнении. Однако ценность  песен, исполненных актерами в придании им сценической выразительности и сплетении множества композиций в единую историю. О чем же этот спектакль? О судьбе  яркой творческой личности. По мере движения от одной песни к другой на белом экране, расположенном на заднике сцены,  ритмично меняются фотозаставки. Мы видим то романтичный образ барда  в окружении творческой элиты нашей страны, то кадры нежно переплетенных рук или следов на песке. Живописные зарисовки природы, детские фотографии участников концерта – песни Митяева это ведь о них, и о нас. К каждой композиции автором спектакля были подобраны ассоциативные снимки, в которых главным действующим лицом все же является Олег Митяев.  Песни самые разнообразные -   от  знаменитой:  «С добрым утром,  любимая!» до мало  известной мелодии «Красная  река». В перерывах между исполнением актеры зачитывали послания к кумиру от его поклонников. Эти записки в разное время были собраны самим музыкантом, а Алена Устинова выбрала  самые интересные и непредсказуемые. Вот одна из записок, написанная сразу после концерта Олега Митяева: «Олег, большое спасибо тебе за мое рождение. В молодости мои родители познакомились на твоем концерте. Потом появилась я. … Не понимаю, где были глаза у моей мамы…». Или вот еще: «Очень нравится все, что вы исполняете. Почему не называете автора?». Среди множества комичных текстов встречаются и истории печальные - на тему расставания и безответной любви.  Зрителю предоставляется редкая возможность приблизиться к жизни человека, которого кто-то называет кумиром, а кто-то просто любит отдельные песни. Однако это приближение, осуществленное,  в первую очередь,  за счет музыкальных композиций, фотографий и записок позволяет увидеть неизвестную историю известного человека, так во многом похожую на истории каждого из нас. Ведь  его мучают те же вопросы: сложность человеческих взаимоотношений, человеческие слабости и страдания, поиск себя. Только в отличие от многих приходящих в театр он  сумел выразить наболевшее в своем творчестве. Так возникает резонанс. И это, пожалуй,  один из самых больших плюсов постановки:  возможность прочесть в истории реального человека свои мысли и проблемы жизни, возможность услышать это со стороны. Приятно, что режиссеру Алене Устиновой удалось преподнести это в легкой ненавязчивой форме и наполнить множеством оттенков различных настроений: от детского безудержного восторга до отчаяния мужчины, попавшего в полосу кризисного возраста.

Исполнение песен и музыкальное сопровождение гитаристов Александра Орловского и Александра Чеснокова заслуживают самой высокой оценки. Режиссер спектакля, Алена Устинова, имея профессиональное музыкальное образование, подтянула до нужного исполнительского уровня весь молодой состав труппы. Сам музыкант, Олег Митяев искренне признался: «Я очень рад, что мое творчество удалось реализовать в спектакль. Как только появится возможность, обязательно приеду и посмотрю постановку. С Любовь Иосифовной мы знакомы,  благодаря моей супруге Марине Есипенко. В свое время Марина была воспитанницей Любовь Иосифовны. В театре «Студия» много хороших спектаклей, думаю, что и этот  должен выглядеть неплохо».