КОГО ИМЕЛ В ВИДУ ЧЕХОВ, КОГДА ПИСАЛ О КАШТАНКЕ, РАССКАЗАЛИ В ТЕАТРЕ «СТУДИЯ» Л. ЕРМОЛАЕВОЙ»
Речь на «Культурном завтраке» шла о ближайшей премьере театра «О любви, или Забытые письма» (16+).
В основу постановки легли произведения Антона Чехова и Лидии Авиловой, а также их переписка, отразившая отношения, которые длились десять лет. Режиссёром выступил Сергей Фёдоров (Москва). Кроме него, в разговоре с журналистами участвовали артисты театра «Студия» Л.Ермолаевой» Ольга Серман, Наталья Игнатова, Виталий Романов и Алена Устинова. Артисты признались, что работа даётся им нелегко, ведь в качестве жанра для премьеры выбрали мюзикл.
«Музыкальных спектаклей было много, но такого количества танцевальных и вокальных номеров у нас еще не было. У нас чудесный хореограф Александр Бабенко, который владеет профессией, современной хореографией. Очень интересно, иногда неожиданно решает пластику, небанально. И музыка Андрея Пересумкина -волшебная. Мы влюблены в неё! Мы эти песни поём везде и всегда, они западают, они запоминаются. Мы по-настоящему эту музыку любим и рассчитываем, что её полюбят все остальные», — сказала актриса Алёна Устинова.
Ключевым для создателей спектакля стал рассказ Чехова «Каштанка». Сергей Фёдоров отметил, что обычно люди относятся к «Каштанке» как к детскому произведению, потому что его проходят в школе. Считается, что автор написал здесь про отношения человека к животными.
«На самом деле, это глубоко философский рассказ, — отмечает режиссёр Сергей Фёдоров. — Чехов в «Каштанку» вложил всю свою историю отношений с Авиловой. Он сам говорит в своих воспоминаниях: «Моя милая Люсенька — он так её называл — та же самая Каштанка». <…> Когда они встретились, Чехов был свободным, а Лидия Алексеевна была замужем, имела ребёнка. Замужней даме встречаться с другим мужчиной было неприемлемо. Когда Каштанка потерялась — это Лидия Алексеевна, которая потерялась в своих отношениях. И как Каштанка попадает в цирк — так Лидия Алексеевна попала в новые отношения с Чеховым. И она потом решает прекратить эти отношения, вернуться в семью, вернуться к мужу. А жизнь-то у неё с Авиловым была очень тяжёлая. Лука Александрович и Федюшка — это собирательный образ её мужа. Она и битая была, и издевался муж над ней, как первые хозяева издевались над Каштанкой. И вообще Лидия Алексеевна послужила прообразом для многих пьес Чехова. В том числе в «Чайке»», — сообщил Сергей Владимирович
числе в «Чайке»», — сообщил Сергей Владимирович
Наталья Игнатова, которая играет Каштанку, при этом говорит, что её роль не главная. Ведь в спектакле параллельно с историей Каштанки будет показана история Антона Чехова и Лидии Авиловой, их сыграют Дмитрий Трубкин и Екатерина Романив.
«Пьеса не о Каштанке, пьеса о любви. Каштанка — это олицетворение преданности. Роль очень активная, позитивная. Собачья преданность, собачье счастье, щенячий восторг — все эти фразы относятся к действиям, которые происходят с Каштанкой. Она любит, она преданна своему хозяину. И неважно, что он её пинает, кричит: «Пошла вон, треклятая». Это Он, это Хозяин. И даже когда артист Жорж (а это образ Чехова) предложил ей более комфортные условия — и сытные обеды, и прекрасное место, и даже выступления, она это любила, ценила, но это не смогло перевесить то, к чему она привыкла. Она даже Федюшку, который вытаскивал у нее из желудка мясо на верёвочке и этим развлекался, даже это вспоминает с любовью. Она и по нему страдает, когда потерялась», — рассказала Наталья.
Актёры отметили, что в сценах, где они играют цирковых животных, на них не будет меховых костюмов с хвостиками и ушками. Отношения Каштанки с гусём Иваном Ивановичем, гуся — с безответно влюблённой в него Хавроньей Ивановной будут практически человеческими. Каждый образ — яркий характер.
«Роль у меня небольшая, и главная сложность — за это небольшое время расположить публику к Ивану Ивановичу. Его характерные черты — какое-то достоинство, честь. Если брать аналогию, то это артист из императорского театра, мэтр. Но если мы вспомним гусей, они бывают очень нелепы и суетливы. И этот элемент тоже есть, чтобы добавить немного юмора», — рассказал артист Виталий Романов.
«Наш спектакль всё-таки не развлекалочка. Он действительно философский, выводит на какие-то мысли. Самое главное, я для себя через эту работу открыла Чехова. Я знала, что Чехов великий, но он не был моим близким автором. А когда я сейчас начала читать его рассказы, я поняла, какая же это глубина! — поделилась Ольга Серман, исполнительница роли Хавроньи Ивановны.
Для спектакля придумали и несколько персонажей, которых у Чехова не было. Так появилась, например, Кузьминична — горничная месье Жоржа. Это Марья Кузминична, которая когда-то работала у Чехова, раскрыл секрет режиссёр. Также ввели образ Нищей, бывшей известной актрисы.
«Я бы сказала, что все персонажи — немножко Каштанки. Каштанка — собачка, которая потерялась. Я играю роль Нищей, это бывшая актриса, которая потерялась. Есть чиновник, который напился, в этой жизни потерялся. Это ощущение потерянности проходит через всех персонажей», — заметила Алёна Устинова.
Верный ли выбор делают герои в итоге — над этим авторы постановки предлагают поразмышлять зрителям. Увидеть премьеру можно будет уже 15 ноября.