БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

ПОРТРЕТ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНТЕРЬЕРЕ

ПОРТРЕТ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНТЕРЬЕРЕ

По пути творческих обретений
Актёр Александр Тихонов говорит, что это Омск выбрал его. Оказавшись однажды проездом в нашем городе, Александр дал себе  слово сюда вернуться. Так Омск ему понравился. И данное себе слово  сдержал. В 2013 году Александр Тихонов поступил в Омский государственный  университет на факультет культуры и искусства на актёрское отделение.  Откуда в пареньке из далёкой сибирской деревни, только что отслужившем  воинскую службу и не где-нибудь, а в танковых войсках, имеющего  профессию тракториста и водителя вездехода, возникла тяга к искусству, а  конкретно к театру – это отдельный вопрос. Но конкурсные испытания он  выдержал с честью.  Набиравший курс актёр Игорь Малахов сразу заприметил Александра  с дальней перспективой вырастить из него артиста, который смог бы  партнёрствовать с ним в театре «Студия» Л. Ермолаевой. Правда, в силу  обстоятельств, почти сразу Малахова сменил на педагогическом посту  Владимир Остапов, все дальнейшие четыре года оставаясь мастером курса.  Именно встречу с заслуженным артистом РФ Владимиром Остаповым и  учёбу под его руководством Александр Тихонов считает очень важной вехой,  фундаментом в своём профессиональном становлении.  Годы учёбы пролетели незаметно, как один день. Освоение будущей профессии шло семимильными шагами. Как и положено, по программе  обучения было много показов на самом разнообразном материале  отечественного и зарубежного репертуара. Мне довелось увидеть Александра  в дипломном спектакле «Кроткая» по повести Ф.М. Достоевского. Помню,меня поразил неожиданный, на мой взгляд, выбор материала. Спокойный,рассудительный и уравновешенный характер Александра, тот его образ,  который сложился в моей голове за четыре года нашего общения в вузе,  никак не сочетался в моём представлении с героем «Кроткой», персонажем с  явно параноидально навязчивой, больной психикой, имеющего за плечами  травмирующий опыт прошлой жизни. На протяжении всего действия,  которое по сути являло собой монолог-воспоминание рассказчика, герой  Достоевского пытается разобраться в себе и в произошедшей трагедии, но  мысли его сумбурны и сбивчивы, он никак не может нащупать точку опоры в  своих воспоминаниях.Несомненно, материал роли был выбран, что называется, на сопротивление, Александру предстояло не просто вжиться в образ своего персонажа, от  которого молодого исполнителя отделяла большая возрастная дистанция и отсутствие подобного жизненного опыта, но исследовать его характер и  психику, понять и объяснить для себя мотивы и логику его поступков. Не  будет преувеличением сказать, что в этой работе исполнителю и режиссёру  удалось проникнуть в тайну человеческого подсознания и сделать роль на  пике эмоциональных возможностей человеческой психики. Однозначным  достоинством первой серьёзной актёрской работы А. Тихонова стало то, что  он сумел удержаться в предлагаемых обстоятельствах, избегнув опасного в  такой ситуации натурализма и сползания в истерику. С другой стороны, эта  работа продемонстрировала актёрские возможности молодого исполнителя,  его умение вживаться в образ, глубоко погружаться в психологию своего
 героя, бесстрашно открывать в нём страшные для обыденного сознания  «гибельные выси»... Одним словом, старт был дан.  Режиссёр Наталья Корлякова, возглавлявшая в тот период театр «Студию» Л.  Ермолаевой, посмотрела и по достоинству оценила актёрскую работу  Александра. Через некоторое время она доверила А. Тихонову, к тому
 времени уже служившему в театре, роль совершенно иного плана. В  поэтическом спектакле-притче по повести Ч. Айтматова «Пегий пёс, бегущий  краем моря» Александр сыграл роль мальчика Кириска, для которого первое в жизни соприкосновение с суровой природной стихией стало нелёгким  испытанием и обретением духовного опыта. Объясняя подробно замысел  спектакля и актёрскую задачу исполнителям, каждый раз, как дело доходило  до Александра, режиссёр просто говорила: «А тебе природа подскажет»... И  не ошиблась – за роль Кириска А. Тихонов был удостоен своей первой  театральной награды – специального приза жюри «Творческая удача сезона»
 ХХУ областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа 2018  года». На сегодняшний день Александр очень востребован в театре. За семь  прошедших театральных сезонов он введён в большое количество спектаклей  вечернего и детского репертуара, поработал с режиссёрами Сергеем  Фёдоровым, Игорем Малаховым, Сергеем Волковым. Думается, это  был период накопления сил, творческой энергии и увенчался  яркой убедительной, я бы даже сказала виртуозной работой Александра  Тихонова в спектакле режиссёра С. Волкова по пьесе А.Н. Островского «На  всякого мудреца довольно простоты».  Драматургию Островского считают школой актёрского мастерства, и это
 обстоятельство налагает дополнительную ответственность на всю команду  участников – создателей и исполнителей спектакля. Режиссёр Сергей Волков  рассматривает драматургический мир А.Н. Островского сквозь призму  исторической условности, воссоздавая атмосферу театральной сцены  позапрошлого века. Художник Сергей Федоричев и композитор Игорь  Есипович существенно этому поспособствовали. Перед нами – бедное  убранство комнаты с типичным набором мебели: бюро, стул, столик, маленький диван. Задрапированный мягкой тканью задник с расположенной о центру массивной дверью с распахивающимися в разные стороны  створками. Из неё постоянно будут появляться персонажи, то вываливаясь с шумом, как Курчаев (Дмитрий Трубкин) с Голутвиным (Дмитрий Жалнов) то  степенно выплывая, как Мамаев (Виктор Миранчук ) или Крутицкий (Игорь  Школин ).  Островского не зря называют «русским Шекспиром», тонкий психолог и  заток человеческой природы, Островский, как и А.С. Пушкин, в своих пьесах  опирался на драматические законы, открытые театру великим «бардом». В  одной из первых сцен, оставшись наедине со зрительным залом, Егор  Дмитриевич Глумов объявляет о своём намерении льстить, угождать  богатым и влиятельным людям, подмечать их слабости и недостатки,  заносить эти сведения в свой тайный дневник, чтобы в нужный момент  использовать, как бьющее наповал оружие, компрометирующие противника  улики. Иными словами, всё, что по-русски зовётся подлостью, наш герой выбирает как средство «выбиться в люди». (Непрямая отсылка к  шекспировскому Ричарду Третьему, тот тоже с первого же монолога  провозглашает своё намерение – «сделаться злодеем»). Средства и приёмы  для достижения цели (лицедейство) – одни и те же, с той лишь разницей, что  в одном случае злодейство, а в другом – подлость, прямо пропорциональны  лицедейству: чем циничнее подлость, тем искуснее лицедейство, тем  азартнее игра и выше ставки в этой игре. Одним словом, зрителю предлагают
 стать свидетелем захватывающего поединка человеческого ума,  проявляющегося, в том числе и в цинизме, расчётливости, с человеческой же  глупостью, жадностью, косностью и предрассудками. И за каждым из этих  пороков стоит прекрасно выписанный человеческий характер (недаром  в своё время актёры Малого театра звали Островского «наш Боженька» и как  подарка судьбы ждали от него новую роль).  А над всей этой мозаикой разнообразных человеческих типов возвышается  Егор Дмитриевич Глумов – центральный герой, у которого в запасе не одна  личина, а целый набор театральных масок, которые он виртуозно меняет по  ходу действия, сбрасывая одну и тут же примеряя на себя другую. Сложность  этой роли для исполнителя – в смене масок, она должна быть тонкой и  аккуратной, и А. Тихонов уверенно справляется с этой задачей, при этом он  постоянно держит второй план, позволяющий создавать дополнительный  объём персонажу. Как напутствовал актёра режиссёр, – «не забывай, где ты  настоящий».  Честолюбивый карьерист и подхалим, льстец и дамский угодник, способный,  очень способный на всё, обаятельный мерзавец – таков Егор Глумов  Александра Тихонова. Но где же он и в самом деле настоящий? А настоящий  он - в финальном монологе, обращённом в зрительный зал. Потерпевший  формальное фиаско, Егор Глумов из обвиняемого сам превращается в  обвинителя, вбивающего последний гвоздь в крышку гроба человеческой  глупости, косности и своекорыстия. С рвущимся из груди «праведным  гневом» он готов к новой схватке с противником. И что-то нам подсказывает,  что на этот раз он не проиграет. Для Александра Тихонова эта роль стала
 экзаменом на профессионализм и в очередной уже раз была отмечена омской  и столичной критикой (диплом участника регионального театрального естиваля «Дни А.Н. Островского в Омске» в номинации «Главная мужская  роль» за исполнение роли Егора Глумова). В премьере этого года – спектакле «Вишнёвый сад», поставленном Сергеем Волковым, художественным руководителем театра «Студия» Л. Ермолаевой, Александр Тихонов исполняет одну из ключевых ролей – купца Ермолая  Лопахина. В постановке, задуманной как история о болезненной смене эпох,  актёр создаёт образ нового, реально смотрящего на жизнь человека, в  отличие от других персонажей, живущих прошлым.  Александр Тихонов находится ещё в начале своего творческого пути, но  рассказ о нём будет неполным, если не коснуться неожиданно открывшегося  в нём поэтического дара. Как говорит сам Александр, этому способствовали  весьма печальные обстоятельства, когда из-за временной всеобщей изоляции,  связанной с пандемией, театры временно приостановили свою работу.  Вынужденное уединение, замкнутое пространство и накопившаяся нереализованная творческая энергия неожиданно вылилась в поэтические  строки. Вначале свои стихи Александр выкладывал на своей страничке ВК. Они были продиктованы естественным чувством любви к своему краю,  малой родине, сибирской природе, к близким и родным людям. За  привычным набором тем и образов с первых же строк в этих стихах можно  было расслышать лирическую интонацию, а, спрятанные в словах и рифмах образы заставляли сопереживать, позволяли сквозь городскую суету  почувствовать открывающийся горизонт.  Сегодня Александр Тихонов (литературный псевдоним Александр Рейд)  автор первого поэтического сборника «Улица Зелёная», выпущенного  издательством – «Литературный Фонд Олега Чертова». Пожелаем  Александру Тихонову удачи на всём творческом пути!