ПОРТРЕТ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНТЕРЬЕРЕ
По пути творческих обретений
Актёр Александр Тихонов говорит, что это Омск выбрал его. Оказавшись однажды проездом в нашем городе, Александр дал себе слово сюда вернуться. Так Омск ему понравился. И данное себе слово сдержал. В 2013 году Александр Тихонов поступил в Омский государственный университет на факультет культуры и искусства на актёрское отделение. Откуда в пареньке из далёкой сибирской деревни, только что отслужившем воинскую службу и не где-нибудь, а в танковых войсках, имеющего профессию тракториста и водителя вездехода, возникла тяга к искусству, а конкретно к театру – это отдельный вопрос. Но конкурсные испытания он выдержал с честью. Набиравший курс актёр Игорь Малахов сразу заприметил Александра с дальней перспективой вырастить из него артиста, который смог бы партнёрствовать с ним в театре «Студия» Л. Ермолаевой. Правда, в силу обстоятельств, почти сразу Малахова сменил на педагогическом посту Владимир Остапов, все дальнейшие четыре года оставаясь мастером курса. Именно встречу с заслуженным артистом РФ Владимиром Остаповым и учёбу под его руководством Александр Тихонов считает очень важной вехой, фундаментом в своём профессиональном становлении. Годы учёбы пролетели незаметно, как один день. Освоение будущей профессии шло семимильными шагами. Как и положено, по программе обучения было много показов на самом разнообразном материале отечественного и зарубежного репертуара. Мне довелось увидеть Александра в дипломном спектакле «Кроткая» по повести Ф.М. Достоевского. Помню,меня поразил неожиданный, на мой взгляд, выбор материала. Спокойный,рассудительный и уравновешенный характер Александра, тот его образ, который сложился в моей голове за четыре года нашего общения в вузе, никак не сочетался в моём представлении с героем «Кроткой», персонажем с явно параноидально навязчивой, больной психикой, имеющего за плечами травмирующий опыт прошлой жизни. На протяжении всего действия, которое по сути являло собой монолог-воспоминание рассказчика, герой Достоевского пытается разобраться в себе и в произошедшей трагедии, но мысли его сумбурны и сбивчивы, он никак не может нащупать точку опоры в своих воспоминаниях.Несомненно, материал роли был выбран, что называется, на сопротивление, Александру предстояло не просто вжиться в образ своего персонажа, от которого молодого исполнителя отделяла большая возрастная дистанция и отсутствие подобного жизненного опыта, но исследовать его характер и психику, понять и объяснить для себя мотивы и логику его поступков. Не будет преувеличением сказать, что в этой работе исполнителю и режиссёру удалось проникнуть в тайну человеческого подсознания и сделать роль на пике эмоциональных возможностей человеческой психики. Однозначным достоинством первой серьёзной актёрской работы А. Тихонова стало то, что он сумел удержаться в предлагаемых обстоятельствах, избегнув опасного в такой ситуации натурализма и сползания в истерику. С другой стороны, эта работа продемонстрировала актёрские возможности молодого исполнителя, его умение вживаться в образ, глубоко погружаться в психологию своего
героя, бесстрашно открывать в нём страшные для обыденного сознания «гибельные выси»... Одним словом, старт был дан. Режиссёр Наталья Корлякова, возглавлявшая в тот период театр «Студию» Л. Ермолаевой, посмотрела и по достоинству оценила актёрскую работу Александра. Через некоторое время она доверила А. Тихонову, к тому
времени уже служившему в театре, роль совершенно иного плана. В поэтическом спектакле-притче по повести Ч. Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря» Александр сыграл роль мальчика Кириска, для которого первое в жизни соприкосновение с суровой природной стихией стало нелёгким испытанием и обретением духовного опыта. Объясняя подробно замысел спектакля и актёрскую задачу исполнителям, каждый раз, как дело доходило до Александра, режиссёр просто говорила: «А тебе природа подскажет»... И не ошиблась – за роль Кириска А. Тихонов был удостоен своей первой театральной награды – специального приза жюри «Творческая удача сезона»
ХХУ областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа 2018 года». На сегодняшний день Александр очень востребован в театре. За семь прошедших театральных сезонов он введён в большое количество спектаклей вечернего и детского репертуара, поработал с режиссёрами Сергеем Фёдоровым, Игорем Малаховым, Сергеем Волковым. Думается, это был период накопления сил, творческой энергии и увенчался яркой убедительной, я бы даже сказала виртуозной работой Александра Тихонова в спектакле режиссёра С. Волкова по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Драматургию Островского считают школой актёрского мастерства, и это
обстоятельство налагает дополнительную ответственность на всю команду участников – создателей и исполнителей спектакля. Режиссёр Сергей Волков рассматривает драматургический мир А.Н. Островского сквозь призму исторической условности, воссоздавая атмосферу театральной сцены позапрошлого века. Художник Сергей Федоричев и композитор Игорь Есипович существенно этому поспособствовали. Перед нами – бедное убранство комнаты с типичным набором мебели: бюро, стул, столик, маленький диван. Задрапированный мягкой тканью задник с расположенной о центру массивной дверью с распахивающимися в разные стороны створками. Из неё постоянно будут появляться персонажи, то вываливаясь с шумом, как Курчаев (Дмитрий Трубкин) с Голутвиным (Дмитрий Жалнов) то степенно выплывая, как Мамаев (Виктор Миранчук ) или Крутицкий (Игорь Школин ). Островского не зря называют «русским Шекспиром», тонкий психолог и заток человеческой природы, Островский, как и А.С. Пушкин, в своих пьесах опирался на драматические законы, открытые театру великим «бардом». В одной из первых сцен, оставшись наедине со зрительным залом, Егор Дмитриевич Глумов объявляет о своём намерении льстить, угождать богатым и влиятельным людям, подмечать их слабости и недостатки, заносить эти сведения в свой тайный дневник, чтобы в нужный момент использовать, как бьющее наповал оружие, компрометирующие противника улики. Иными словами, всё, что по-русски зовётся подлостью, наш герой выбирает как средство «выбиться в люди». (Непрямая отсылка к шекспировскому Ричарду Третьему, тот тоже с первого же монолога провозглашает своё намерение – «сделаться злодеем»). Средства и приёмы для достижения цели (лицедейство) – одни и те же, с той лишь разницей, что в одном случае злодейство, а в другом – подлость, прямо пропорциональны лицедейству: чем циничнее подлость, тем искуснее лицедейство, тем азартнее игра и выше ставки в этой игре. Одним словом, зрителю предлагают
стать свидетелем захватывающего поединка человеческого ума, проявляющегося, в том числе и в цинизме, расчётливости, с человеческой же глупостью, жадностью, косностью и предрассудками. И за каждым из этих пороков стоит прекрасно выписанный человеческий характер (недаром в своё время актёры Малого театра звали Островского «наш Боженька» и как подарка судьбы ждали от него новую роль). А над всей этой мозаикой разнообразных человеческих типов возвышается Егор Дмитриевич Глумов – центральный герой, у которого в запасе не одна личина, а целый набор театральных масок, которые он виртуозно меняет по ходу действия, сбрасывая одну и тут же примеряя на себя другую. Сложность этой роли для исполнителя – в смене масок, она должна быть тонкой и аккуратной, и А. Тихонов уверенно справляется с этой задачей, при этом он постоянно держит второй план, позволяющий создавать дополнительный объём персонажу. Как напутствовал актёра режиссёр, – «не забывай, где ты настоящий». Честолюбивый карьерист и подхалим, льстец и дамский угодник, способный, очень способный на всё, обаятельный мерзавец – таков Егор Глумов Александра Тихонова. Но где же он и в самом деле настоящий? А настоящий он - в финальном монологе, обращённом в зрительный зал. Потерпевший формальное фиаско, Егор Глумов из обвиняемого сам превращается в обвинителя, вбивающего последний гвоздь в крышку гроба человеческой глупости, косности и своекорыстия. С рвущимся из груди «праведным гневом» он готов к новой схватке с противником. И что-то нам подсказывает, что на этот раз он не проиграет. Для Александра Тихонова эта роль стала
экзаменом на профессионализм и в очередной уже раз была отмечена омской и столичной критикой (диплом участника регионального театрального естиваля «Дни А.Н. Островского в Омске» в номинации «Главная мужская роль» за исполнение роли Егора Глумова). В премьере этого года – спектакле «Вишнёвый сад», поставленном Сергеем Волковым, художественным руководителем театра «Студия» Л. Ермолаевой, Александр Тихонов исполняет одну из ключевых ролей – купца Ермолая Лопахина. В постановке, задуманной как история о болезненной смене эпох, актёр создаёт образ нового, реально смотрящего на жизнь человека, в отличие от других персонажей, живущих прошлым. Александр Тихонов находится ещё в начале своего творческого пути, но рассказ о нём будет неполным, если не коснуться неожиданно открывшегося в нём поэтического дара. Как говорит сам Александр, этому способствовали весьма печальные обстоятельства, когда из-за временной всеобщей изоляции, связанной с пандемией, театры временно приостановили свою работу. Вынужденное уединение, замкнутое пространство и накопившаяся нереализованная творческая энергия неожиданно вылилась в поэтические строки. Вначале свои стихи Александр выкладывал на своей страничке ВК. Они были продиктованы естественным чувством любви к своему краю, малой родине, сибирской природе, к близким и родным людям. За привычным набором тем и образов с первых же строк в этих стихах можно было расслышать лирическую интонацию, а, спрятанные в словах и рифмах образы заставляли сопереживать, позволяли сквозь городскую суету почувствовать открывающийся горизонт. Сегодня Александр Тихонов (литературный псевдоним Александр Рейд) автор первого поэтического сборника «Улица Зелёная», выпущенного издательством – «Литературный Фонд Олега Чертова». Пожелаем Александру Тихонову удачи на всём творческом пути!