«Театр – это жизнь, инсценировка реальной жизни.»
Эдуардо де Филиппо.
На подмостки Театра «Студии» Любови Ермолаевой» в год Италии в России вернулась зажигательная итальянская комедия Эдуардо де Филлиппо «Синьоры, репетиция начинается!»
Справедливости ради заметим, что премьера этого спектакля прошла 31 января 2003 года, но через несколько лет, к огорчению многих завзятых театралов, его решили убрать из репертуара. Правда, как оказалось, только на время. 11.02. 2011 (магические цифры-перевертыши!) года состоялось второе рождение постановки на сцене «Студии».
Герои пьесы Эдуардо де Филиппо (ее оригинальное название - «Человек и джентльмен») – актеры частной антрепризы, гастролирующие по разным провинциальным городам, чтобы хоть как-то обеспечить свое существование. В разгар лета по любезному приглашению местного импресарио Альберто де Стефано (Игорь Малахов) они прибыли на один из курортов для того, чтобы дать несколько представлений отдыхающей публике. Однако пока примадонна театра – глубоко беременная Виола (Алена Устинова) - и ее муж, а по совместительству и актер, и режиссер, и сценарист труппы До Дженнаро (Игорь Школин) погружены в бурные семейные разборки (или – буднично и как всегда бурно выясняют семейные отношения), их покровитель попадает в весьма щекотливую амурную ситуацию. А вскоре в любовную интригу синьора де Стефано и его возлюбленной Биче (Анна Бодрова) оказываются вовлеченными и гастролеры, и не только они одни. Все два часа, что длится спектакль, на сцене царит кавардак и бушуют нешуточные страсти, при виде которых зрители буквально рыдают от смеха. Ослепительная красавица Биче, в исполнении Анны Бодровой, предстает разу в четырех ипостасях: святой простоты, почтенной матроны, коварной соблазнительницы, с живыми итальянскими глазами и изящными манерами, и кроме этого оскорбленной женщины, жаждущей возмездия. По сути, актриса за один вечер играет сразу четыре роли, четыре разных характера, и ей удается все время оставаться неожиданной, непредсказуемой для зрителя. Ее партнер, Игорь Малахов, играет размашисто, широко, но оттого рисунок его роли получается не менее тонким и изящным в лирических эпизодах, а в комических сценах – к примеру, там, где Альберто притворяется сумасшедшим – персонаж выглядит умопомрачительно смешно. А вот брат Виолы Сальваторе де Маттиа (Виктор Миранчук), похоже, не притворяется безумцем – он хочет, во что бы то ни стало, выдать сестру замуж за богатого синьора. При этом ни интересное положение примы, ни наличие у нее мужа Сальваторе ничуть его не смущают. Миранчук, облаченный в черный плащ, в лихо надвинутой на брови шляпе, великолепно справляется с ролью одержимого манией человека.
Одна из самых динамичных и веселых сцен спектакля – сцена в кутузке, когда горничная гостиницы Нинетта (Евгения Славгородская) приводит к полицейскому Лампетти (бесподобная игра Игоря Двоеглазова) артистов труппы в надежде, что тому удастся взыскать с них плату за жилье.
Как и всякая итальянская женщина, рожденная под палящим южным солнцем, Нинетта обладает феноменальным темпераментом и вспыльчивостью. И Славгородская великолепно передает эти особенности национального характера! Недаром четверо мужчин с трудом могут перекричать ее!
Другой, более северный, если так можно выразиться, тип поведения демонстрирует служанка в доме графа Дона Карло (Владимир Михайлов) Ассунта, в исполнении Ольги Бердниковой – ясная улыбка, звонкий как ручей голосок и едва уловимая вкрадчивость манер, намекающая на то, что не так-то уж проста эта милая девушка.
Наверное, сюжет комедии предсказуем и с самого начала, в общем-то, понятно, как завершится пьеса. Но комедии Эдуардо де Филиппо во всем мире ценят и любят отнюдь не за сложные сюжетные перипетии, а за солнечный, полный вкуса к жизни, «игристый» юмор и юношескую беззаботность. И постановка «Синьоры, репетиция начинается» в очередной раз с успехом это подтверждает.
Адам Вольский