БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

ЛОВКИЕ ЛЮДИ

ЛОВКИЕ ЛЮДИ

Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» в театре «Студия» Л. Ермолаевой 

Драматург А.Н. Островский
Режиссер – Заслуженный артист РФ Сергей Волков
Художник – Сергей Федоричев
Композитор – Игорь Есипович
«И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха!»
О чем спектакль, поставленный Сергеем Волковым? Режиссер сам говорит: о том, что пришел Антихрист, и явление Егора Дмитрича Глумова его знаменует. Кто же такой Глумов? Это молодой человек, который отнюдь не собирается служить высоким идеалам, чужд благим порывам и с юных лет мечтает выйти в дамки наикратчайшим путем – закрепиться в мире богатых и сановных, став для них полезным человеком и женившись на приданом. Первое появление Глумова на сцене. Да полноте, какой же он антихрист, этот приятный юноша? А вообще, дьявол мерещится приживалкам Турусиной по тёмным углам, хотя искать его надо в блестящих гостиных, как известно. И не представляйте его ужасно прекрасным, сверхъестественным существом. Он может быть и улыбчивым миловидным старичком с налетом легкого маразма, и симпатичным любезным юношей, и светской дамой – кем угодно. Почему бы ему не вселиться в Глумова? Главного героя представляли нам Александр Тихонов и молодой артист Дмитрий РаушМне удалось оценить работу Александра. В его исполнении Глумов дерзок, и даже через маску почтения, которую он старательно натягивает перед своими «благодетелями», проскальзывает дьявольский огонек лукавства. Глумов иногда перебарщивает с лестью, но богатые господа, которых он окучивает, ослепленные чувством своей исключительности, этого не замечают. Кем он так воспитан? Вероятно, маменькой. Она хоть женщина и неяркая, но полностью разделяет идеи сына и помогает ему воплощать их в жизнь, действуя под его диктовку. Он же в первой же сцене с маменькой признается: «Я умен, зол и завистлив, весь в вас». С ролью «серого кардинала» при дворе героя блестяще справляется Татьяна ГашенкоЕгор Глумов – смел, расчётлив, циничен и трезв не по годам. Умён, пожалуй. Но таким изворотливым умом, который бесценен у адвокатов и дипломатов, а также у махинаторов всех мастей. Молодой человек, прежде чем начать наступление, хорошо подготовился. Узнал привычки богатого дядюшки и с помощью подкупленного слуги заманил к себе, якобы для осмотра сдаваемой внаем квартиры. План Глумова таков: войти в доверие к дядюшке – богачу Мамаеву, устранив фаворита – другого племянника, не столь изворотливого, подружиться с влиятельным окружением, беззаветно льстя и оказывая разного рода услуги, получив наилучшие рекомендации, жениться на девушке с хорошим приданым и, наконец, занять подобающее его талантам место в обществе. Этим целям служит и подкуп, перво-наперво, слуг, приживалок, которые помогают ему реализовать задуманное, и ублажение гадалки Манефы. Правда, есть у молодого человека своя ахиллесова пята – его дневник. Опасная вещь! Ведь он решает «всю желчь, которая будет накипать в душе,... сбывать в этот дневник, а на устах останется только мед». «Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями» Глумов в скорые сроки становится всем необходим. Нил Федосеич Мамаев нашел себе в племяннике Егорушке благодарного, как ему кажется, слушателя и преданного, почтительного ученика. В роли Мамаева органичен Виктор Миранчук. В его исполнении богатый барин –достаточно пошлый в своей распространенности тип, лишенный всякой фантазии и художественной жилки (любовь ко вторичному жилью не в счет). Впрочем, жена у него недурна собой, но тут, видимо, с выбором ему тоже не иначе как помогли. Виктор Миранчук в изображении своего героя использует небогатую палитру: Мамаев прямолинеен, привык
смотреть свысока и изображать покровителя. Он из тех, что дал себе труд родиться – и только. Мамаев, по сути, не человек, а тип, такая кукла, которой, как и другими, крутит
Глумов. Мамаев не видит противоречия в том, что глупый и бестолковый племянник так по-умному себя ведет. Конечно, это ж благодаря мудрым советам дядюшки юноша внезапно поумнел –и до такой степени, что важные господа ему свои политические трактаты доверяют облагородить. Сцены, где Глумов - Тихонов общается с Мамаевым - Миранчуком, очень комичны. Желчный и острый на язык при маменьке и своих знакомых Голутвине (Дмитрий Жалнов) и Курчаеве (Дмитрий Трубкин), Егор Глумов при появлении дядюшки вдруг превращается в рассеянного недотепу, который с ходу признается, что глуп. И зритель видит, как постепенно разгораются радостью глаза дядюшки, нашедшего во вновь обретенном племяннике новую жертву: наконец кто-то готов благодарно внимать его наставлениям и поучениям! В следующих сценах Глумов уже свой человек в доме Мамаева и до такой степени охмурил  Нила Федосеича, что тот и жену ему свою доверяет. И конечно, племянник не преминул воспользоваться. Трудная, согласитесь, задача: не обидеть изголодавшуюся по мужскому вниманию стареющую красавицу и в то же время не нажить себе врага в лице ее мужа – своего благодетеля. Александру Тихонову вполне удается роль холодного обольстителя,зритель с интересом следит за тем, что происходит между эффектной Клеопатрой Мамаевой,
влюбленной в Глумова, и самоуверенным молодым человеком. В убедительной интерпретации Ольги Постоноговой ее героиня – это тип скучающей богачки, которой
опостылел старый муж-дундук. Она – хищница, которая никогда своего не упустит. В мягких лапках Клеопатры Львовны – острые когти, и она их, конечно, выпустит при случае. Связь с ней выгодна и опасна одновременно. Согласна с жюри фестиваля «Дни А.Н. Островского в Омске», наградившего Игоря Школина за роль Крутицкого. Образ получился ярким, убедительным. Крутицкий в трактовке артиста – тонкая пародия на «слуг царя и отечества» и «радетелей народных», не только бесполезных этому самому Отечеству, но и даже очень вредных в силу своего влияния, косности и недалекого ума. Замечательный дуэт И. Школина с А. Тихоновым в сцене, где Глумов, восхищаясь умом
Крутицкого, зачитывает места из собранного им из «мыслей» старика «Трактата о вреде реформ вообще». Особенно якобы умиляют молодого человека пассажи со «старым слогом», который так дорог сердцу Крутицкого. Как не без скрытой издёвки сообщает Глумов, «это главная мысль вашего превосходительства, что все реформы вообще вредны!» Старик же счастлив, совершенно не замечая подвоха. «Дела, дела. То обеды, то вот железную дорогу открывали» А вот и другой достойный внимания персонаж – Иван Иванович Городулин. Этот молодой господин – богатей с европейским лоском, транслирующий модные заграничные идеи (от нового способа повязывания галстука до, например, реформы образования), которые старшее поколение считает вольнодумством. Он не будет руки марать, но готов все устроить – таково бремя светского человека.
Роль Городулина прекрасно легла на психотип Виталия Романова. Его Городулин – легок, изящен, комильфо, одним словом. С Городулиным Глумов надевает маску почти
вольнодумца и демократа. Городулин очарован красноречием своего визави, и Глумов, взамен на обещание хорошего места, готов написать Ивану Ивановичу речь. Ведь тому
вскоре «нужно спич говорить за обедом, а думать решительно некогда». Наверное, с этим господином Глумову приятнее всего общаться, впрочем, об этом мог бы поведать его
дневник – а что в нем, мы можем только догадываться. «Вы не умеете ценить чужого благородства оттого, что в вас своего нет» Это справедливое замечание Голутвина о Глумове – еще один ключ к пониманию образа главного героя. При всех достоинствах: уме, обаянии, внешней привлекательности, хороших манерах – в Глумове не сыщешь высокой нравственности, соединённой с самоотверженностью и честностью (значение слова «благородство»). Душа человека без этого – ущербна. От деятельности Глумова страдают все, кто его окружает. Другой вопрос – а стоит ли их жалеть? Может, посочувствовать Голутвину (Дмитрий Жалнов) и бывшему фавориту Мамаева, разжалованному из таковых благодаря интриге Глумова, – Егору Васильевичу Курчаеву (Дмитрий Трубкин)? Вроде бы Курчаев, который является тёзкой Глумова, – его противоположность. Глумов расчетлив – Курчаев беспечен, Глумов хитер – гусар простодушен, Глумов всеми вертит, как его душе угодно – Курчаеву не по нраву интриги и манипуляции людьми. Но ведь он тоже прожигатель жизни. У Дмитрия Трубкина Курчаев получился шаржированным гусаром, смахивающим на персонаж «Маски-шоу». Конечно, девушки всегда любили залихватский вид и роскошные усы. Наверное, это-то и привлекло к Курчаеву Машеньку. Голутвин у Дмитрия Жалнова – потерянный и неуклюжий, совершенно никчемный
господин, с которым не церемонятся, одним словом, «человек, не имеющий занятий». «Все-таки тут что-нибудь да есть, коли его хвалят люди совершенно противоположных
убеждений» Надо сказать, что все актеры театра «Студия» Л. Ермолаевой – прекрасные комедийные актеры, что дорогого стоит. И это одна из традиций театра. Вот и постановка А.Н. Островского в «Студии» – полнокровная комедия. Пусть это диагноз очень больного общества с указанием на первоисточник болезни, но с таким юмором и весело преподанный, что грех не посмеяться. Это продолжение мощной русской сценической традиции (Помним же гоголевское: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!»).
И именно актерские находки сверкают в этой комедии, как самоцветы, каждая на свой лад.Потрясающе уморительная, вызывающая одним своим появлением смех в зрительном зале,красноносая Манефа в исполнении Ольги Серман. Необъятная и неопрятная гадалка и предсказательница с окающим говором, выпивоха и обжора, утробно вещающая всяческие глупости. Под ее необъятном пальто, как у фокусника, можно спрятать небольшой экипаж с упряжкой. Чревовещание Манефы – источник правды для богачки Турусиной (Ирина Разумова). Софья Игнатьевна Турусина – типичная старомосковская барыня, родом из купчих, окруженная приживалками, странниками и прочей «богоугодной» мишурой. Ирина Разумова изображает даму, пожившую в молодости без оглядки, которая теперь, обжегшись на молоке, дует на воду. Она носит темное, строгое, соблюдает «правила» и всячески пытается отмежеваться от своей прошлой веселой жизни. Турусина готова по одному слову Манефы выдать замуж свою племянницу Машеньку (Виктория Богатырева), московскую барышню, за первого встречного. Этим и пользуется предприимчивый Глумов, подкупив прохиндейку предсказательницу и приживалок барыни. Свою лепту в создание комического ансамбля вносят Анастасия Викторова и Екатерина Романив в роли угодливых приспособленок-приживалок, а также Иван Минеев, изобразивший бестолкового слугу Турусиной. Удачно дополняют живописную галерею персонажей низшего звания Евгений Хабиров и Расим Раенбагин.
«Злей женщины ничего на свете нет, если ее обидеть» Конечно, везде «шерше ля фам». И стремительное движение вверх по лестнице успеха Глумова прерывает один неверный шаг. Нельзя быть небрежным в отношениях с женщиной, особенно той, которую обманываешь. Если бы не разлад с обманутой им Мамаевой, молодой
человек продвинулся бы по пути осуществления своих намерений гораздо дальше. Интриган попадается в свои же сети. Только вот он крутил всеми – и вдруг роли поменялись.
Теперь Глумов не замечает, как его обводит вокруг пальца рассвирепевшая, но внешне спокойная и холодноватая Клеопатра Львовна, приготовляющая крутую месть.

Финал известен. Глумов изгнан сильными мира сего, но еще не простыл его след, как они сговариваются его вернуть. Так он им нужен – этот «деловой человек», так полезен.
«Пойду прямо в пасть к гиене» Это говорит разоблаченный Егор Глумов, называя «пастью гиены» то общество, полноправным членом которого он так стремился стать. Он публично выведен на чистую воду, ославлен на всю Москву. Хватит ли у него сил восстать из пепла и начать завоевывать это общество с отметки, ниже уровня моря? Или он пойдет по другому пути – по пути честного, хоть и не слишком прибыльного труда? По мысли режиссера Сергея Волкова, с Глумовым никакого хэппи-энда произойти не может. Не та сущность у этого «мудреца». Скорее, вернется он в свет, в котором царят Мамаевы, Крутицкие и Городулины. Только уж дневников теперь вести не будет.
А.Н. Островский, а вслед за ним и режиссер Сергей Волков с актерами театра «Студия» Л.Ермолаевой показывают нам страшное явление, скрывающееся за маской внешнего
приличия – глумовщину. А чем чревато засилье и всесилье Глумовых – мы знаем. «Если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, то в последнем акте оно непременно
должно выстрелить» Нужно отметить сценографию спектакля (художник – Сергей Федоричев). Она скромна, функциональна и символичная без назойливости.
Что бросается в глаза в доме Глумова и его матери? Конторка слева от входа. Это рабочее место хозяина квартиры. За ней молодой человек проводит немало времени. Видимо, до сих пор он зарабатывал на жизнь литературным трудом. И точно, Голутвин утверждает, что его эпиграммы метки.Этот же предмет мебели становится и символом его краха. Такой предусмотрительный доселе Глумов оставляет без присмотра конторку, забыв запереть ящик, в котором он прячет свой дневник с нелицеприятными характеристиками всех, с кем имеет дело. И дневник тут же оказывается в руках Мамаевой. Привычки и образ жизни Мамаевых, главным образом, супруги, символизирует модный диван, а намеком на сановность и архаичность мыслей старика Крутицкого является огромный письменный стол в его кабинете – атрибут то ли мыслителя, то ли
государственного мужа. Отметить хочется и свет, и звук, и костюмы, и слаженную работу всех театральных цехов, предусмотревших каждую деталь. Всё пошло на раскрытие образов и главной режиссерской идеи. Органична и музыка к спектаклю Игоря Есиповича, признанного театрального композитора. «Я хотел показать, что общество это – больное!» Сергей Волков, заслуженный артист России, режиссер спектакля: - «На всякого мудреца довольно простоты» – эта пьеса мне кажется полнокровной,
переломной для Островского. После Жадова драматург говорит о противоположном, когда молодой человек выставляет свой талант на продажу. Тема вечная. Сегодня так же, как и сто пятьдесят лет назад, молодые люди ради карьеры переступают через многое. Они не видят другого способа выйти из своего круга в высшие общественные сферы, кроме как с помощью лести и угодничества. Главный герой, желая добиться своего: богатства, положения в обществе, все время меняет маски. С одним высокопоставленным господином он, кажется, на одной ноге, перед другим – выслуживается, как собачка. С Мамаевой он ловелас и т.д. Вокруг Глумова – глумовщина, как воронка, в которую всех затягивает. И стратегия Глумова срабатывает до поры до времени: все ему помогают – и всё складывается по его сценарию. Выбор на эту роль Александра Тихонова я считаю удачей. Он очень талантливый, поэтичный. Ловит то, что я хотел бы увидеть. Саша молод и амбициозен, он ворвался в театральную среду и себя реализует. Но отличие от героя пьесы Островского в том, что в Александре сильны морально-этические принципы. Тогда как Егор Глумов их лишен. И это сознательный выбор человека. Как ни странно, этот герой не противостоит той среде, в которой живет. И свои таланты, свой дар кладет на алтарь лжи. Я хотел показать, что общество это – больное. А явление Глумова – признак того, что Антихрист уже тут. Приступая к постановке, я плохо знал труппу, поэтому актеров на роли выбирал интуитивно. Рад, что не ошибся. Радостно было видеть, как театр зажил этой постановкой: и труппа, и цеха. Видеть, что каждый работает с энтузиазмом, вносит в спектакль свою краску. Шел от самого А.Н. Островского, от его духа и буквы. Ведь режиссер, прежде чем ставить, должен понять автора, его замысел. Я сторонник режиссуры «скромной», в которой артист растворяется. Постановочный процесс – это сотворчество, люблю, когда артист осмысленно заполняет сценическое пространство, а не просто исполняет трюки. Прекрасно, когда артист ярок в оценке факта, наполняет свой персонаж жизнью, когда есть богатый актерский материал. Это позволяет импровизировать в рамках режиссерского замысла, рисунка роли. Считаю, что в этом спектакле – получилось! Доволен, в целом, работой с актерами. Александр Тихонов и Дмитрий Рауш (молодой актер с яркой фактурой, который еще будет добирать), Виталий Романов, Игорь Школин, оба Дмитрия – Жалнов и Трубкин. Женский состав: Ольга Постоногова, Ольга Серман, Екатерина Романив... Актеры на роли небольших персонажей тоже привнесли в общий колорит свои краски. Островский для Омска – благодатный автор. Он здесь приживается. Надеюсь, наш спектакль ждет хорошая судьба. Александр Тихонов: «Такой коннект у нас случился!» 

- Как работалось с С.Б. Волковым?
- У нас не возникло сложностей в работе с Сергеем Борисовичем. Сразу на стадии читки, распределения ролей почувствовал, что Волков – это мой режиссер. Понимали друг друга с полуслова. Сергей Борисович позволял нам чувствовать себя творцами. И это помогало существовать в предлагаемых обстоятельствах, понимать, чего от нас хотят.
Несмотря на короткий срок постановочного процесса, все шло, как по маслу, без особых проблем. Мы сделали спектакль за два месяца, примерно. Я с удовольствием создавал роль Глумова. У каждого режиссера свой подход к работе. У С.Б. Волкова метод основан на соучастии с исполнителями. Наверное, потому что он сам актер и по-актерски понимает нас. Такой коннект у нас случился. - Ансамбли актерские удачные. Все актеры себя так почувствовали? - Я сужу о том, получился спектакль или нет, по тому, что говорят о нем зрители, какая атмосфера на сцене была. В «Мудреце» атмосфера держится, и в каждом артисте чувствуется мера ответственности.
- А может, ваш театр просто Островского любит? Л.И. Ермолаева ставила «Таланты и
поклонники», потом Н.Г. Корлякова – «Без вины виноватые»...
- Все хотят Островского играть, даже те, кто скептически ко всему относится. Я вспоминаю,
как было в театре во время репетиций: все работало, все были счастливы, захвачены
процессом.
- С каждой постановкой актер растет. А вы в чем-то выросли с этим спектаклем?
- Конечно. Это вторая моя большая профессиональная удача. За роль Глумова получил
награду на областном конкурсе в номинации «Лучшая мужская роль». Ценна эта награда
тем, что в жюри сидели актеры Малого театра, председатель – худрук театра «Галерка»
Владимир Витько.
Эта работа дала мне определенный рост, конечно, справиться с ней было непросто. Островский дает настоящего Глумова только в маленьких сценах: с мамой, когда он остается наедине с собой и в финале. Сложность в том, что надо все эти маски держать и вовремя переключаться. Сейчас состоялась премьера другого спектакля, в котором мой персонаж не тот, за кого себя выдает. Работа над ролью Глумова мне и здесь помогает. Считаю, каждый наш артист, сыгравший в «Мудреце», качественно вырос. Спектакль
выводит театр на более высокий уровень. Это классика, это слово и слог, которые нужно присвоить себе, нашему времени, чтобы современно говорить о вечном.