БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

В «Студии» Любови Ермолаевой» поставили новый спектакль — «Вишневый сад»

В «Студии» Любови Ермолаевой» поставили новый спектакль — «Вишневый сад»

Режиссер-постановщик Сергей Волков рассказал, почему именно эта пьеса появилась в репертуаре театра и чем актуален Чехов в наши дни.

— Можно ли сегодня сказать что-то новое «Вишневым садом»?
— Я всегда подхожу к выбору материала с той точки зрения, нравится ли он мне или нет. Есть такие пьесы, которые один раз увидел, она в тебя попала, с ее ощущением ты живешь и думаешь: ее можно ставить всегда, она будет важна и нужна во все времена. Мы в ней открываем человеческую жизнь, судьбы, отношения в их невероятных проявлениях, обостренных, противоречивых. Для меня «Вишневый сад» — это некоторая гармония, в которой происходят противоречивые события, где есть любовь и ненависть, воля и безволие, вера и безверие.
— То есть в этой постановке вы больше хотели рассказать о личном?
— Как сказать… Мы все попали в перелом, который произошел в 1991 году и теперь с этим живем. Сколько человеческих судеб переломалось за этот период. Я помню, как люди свято верили, чему-то поклонялись и в чем-то были свято убеждены и думали, что это будет длиться вечно. Оказалось, что ничего вечного нет. В один момент все перевернулось. То же самое происходит и сегодня. Мы живем в тревожное, беспокойное, волнующее время. Стабильности в истории найти невозможно.
— Одна из основных тем в этом спектакле, что в этой жизни нет ничего постоянного?
— Да, мы неуловимо теряем тот бесценный дар — время, которое нам дается. Порой ты оглядываешься назад, а жизнь-то прошла, как будто бы и не жил. Жизнь так быстро протекает, что еще вчера ты был веселым и молодым, а сегодня уже волосы побелели и ты на все смотришь иначе. Прощание с прошлым очень болезненно и принимать что-то новое очень сложно.
— Как вы выбирали стиль постановки?
— Старался приблизиться к эпохе. Мы с художником Андреем Никитинских посчитали площадь этого вишневого сада. Вышло — 1100 га или 11,5 кв. км. Это огромная территория и в этом огромном массиве находится имение, которое пришло в упадок. У нас очень простая декорация помост. Есть ощущение, что это плавающий остров или плот, который находится в движении. Жизнь протекает на этом пространстве, а героев как бы смывает время. С течением времени они уходят.
— А музыка?
— Я очень благодарен композитору Игорю Есиповичу, что он так трепетно к этому отнесся и написал щемящую музыку, которая точно попала в некоторые моменты. У нее очень пронзительное звучание.
Что касается художественного решения, то мы с художником Андреем Никитинских решили, что каждое действие будет разным. Первое — притемненное, второе — светлое, яркое, жаркое, третье — кровавое, красное, потому что это ожидание и вишня созрела, и четвертое — уже немного увядающий цвет осени. Костюмы героев приближены к классическим. Мы сохраняем стиль той эпохи. Это было принципиально важно. Андрей — человек необыкновенно творческий во многих проявлениях, мне было интересно с ним поработать.
— Как подбирали актеров?
—Я рад, что нам удалось подобрать артистов, чтобы они соответствовали возрасту персонажей. Именно так, как и должно быть. Каждый актер чувствует свою природу и энергетику. С этим приятно работать. Мы стремились к тому, чтобы были яркие проявления у всех персонажей, даже если они второстепенны и у них мало текста. Ведь у каждого персонажа — у Вари, Яши, Ани, Дуняши, Фирса — своя жизнь, наполненная глубоким содержанием. И мы хотели это показать.
— Премьерный показ всегда особенный. Чем удивляли зрителей?
— Постарались максимально воссоздать атмосферу. На премьере у нас были вишневое варенье, чай, томики Чехова. А в фойе появлялся особый персонаж — прохожий, который, возможно, даже испугал кого-то. В спектакле этот персонаж затем тоже присутствует. Композитор придумал пронзительный звук, который звучит в спектакле как укол в сердце, и тут происходит странное вторжение этого прохожего — как напоминание, что жизнь бывает и несуразна

https://www.omsk.kp.ru/daily/27595/4922160/