БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Диалог невозможен. В театре «Студия Ермолаевой» поставили «Вишнёвый сад»

Диалог невозможен. В театре «Студия Ермолаевой» поставили «Вишнёвый сад»

…Старый, даже можно сказать дряхлый Фирс (Владимир Михайлов) в каком-то немыслимом чепчике, еле передвигая ноги, сматывает нитку в большой клубок.

Что держит Фирса?

Он идёт через всю сцену, с одного края до другого, и кажется, что клубок этот – его прожитая жизнь, а нитка – оставшаяся её часть. Её немного, но что-то ещё держит Фирса на этом свете.  И через пару минут мы понимаем, что держит его забота о великовозрастном «дитятке» - его барину Гаеву (Виталий Романов) уже 51 год, но Фирс всё так же, как в детстве, заботится о нём – молочко на ночь, пальто потеплей, шляпу от солнца.

Фирс – символ той самой уходящей жизни, закат которой явственно чувствуется. Как, собственно, и Гаев, и все обитатели некогда роскошного имения, стоящего в шикарном вишнёвом саду.

Вишнёвый сад действительно огромен, режиссёр постановки в театре «Студия» Любови Ермолаевой» Сергей Волков посчитал, что он занимает площадь 11,5 га! Но он захирел, потому что вишня никому не нужна. Фирс вспоминает, как некогда сушили вишню и возами отправляли в столицу. Тогда-то было в имении всё хорошо, и балы давали, и хозяева были веселы, сорили деньгами.

Сад уйдёт за долги

Сейчас же денег взять негде, имение заложено, вот-вот состоятся торги, на которых вся эта земля (а сад потенциальные покупатели рассматривают именно как перспективную для застройки дачами территорию, то есть он 100% пойдёт под снос) будет продана.

Хозяйка имения Любовь Андреевна Раневская (Екатерина Романив) вместе с 17-летней дочерью Аней (Анастасия Викторова), её гувернанткой Шарлоттой Ивановной (Ирина Разумова, Наталья Игнатова) и лакеем Яшей (Евгений Лыков, Расим Раенбагин) возвращается домой, казалось бы, чтобы справиться с трудной ситуацией и достать денег, чтобы имение не пошло с молотка.

Она шикарно одета, её парижские наряды поражают воображение местных модниц, она по-прежнему сорит деньгами, при этом за душой у неё нет ни копейки. Приёмная дочь Раневской Варя (Анастасия Алёшина, Ольга Постоногова), которую мама, несколько лет назад уезжая в Париж, оставила в имении кем-то вроде экономки, в сердцах говорит, что у неё люди на одном горохе, а мать проматывает занятые ею под залог всё того же имения деньги

Вокруг Раневской крутятся потасканный вечный студент Петя (Дмитрий Жалнов), вечно занимающий (но иногда всё-таки отдающий) деньги Симеонов-Пищик (Игорь Двоеглазов, Дмитрий Трубкин). Здесь же горничная Дуняша (Ангелина Лыкова), которую девочкой взяли к господам и которая просто пропадёт в деревне, ведь для неё это «терра инкогнита» и любящий её конторщик Епиходов (книжки читает, пытается выражаться по-писаному, а получается так нескладно, что никто не понимает).

Вся эта компания верит, что ситуация как-нибудь волшебным образом изменится, кто-то где-то достанет денег, вдруг наследство или выигрыш, или бабушка даст денег. И только один человек, трезво оценивая происходящее, готов реально помочь. Это купец Ермолай Лопахин (Александр Тихонов), сын крепостных, которые когда-то принадлежали Раневской. Он предлагает занять денег Раневской в память о том, что когда-то она его, маленького, защитила от гнева пьяного отца, но в ответ получает… пощёчину.

Жертвы не будет

Раневской ненавистна сама мысль о продаже вишнёвого сада, ведь он для неё – символ лучших дней жизни, тогда как Лопахин всех этих «телячьих нежностей» не понимает: он готов помочь, чтобы семья не была разорена, но для этого тем самым вишнёвым садом (Лопахин упорно называет его вИшневым) надо пожертвовать…. И раз, и два, и десять предлагает он свою помощь, в итоге на торгах кладёт сверх долга огромную сумму – 90 тыс. рублей! – чтобы купить всё же это имение, где его дед и отец были крепостными крестьянами.

«Здесь противопоставление нового человека Лопахина и Раневской, живущей прошлым. Он предлагает реальный выход, она говорит, что хочет спасти имение, но ничего для этого не делает», - рассказывает актёр Александр Тихонов о своём герое.

Но вот имение куплено, Раневская уезжает к обманувшему её, но зовущему назад в Париж любовнику, все остальные тоже разъезжаются кто куда. Варя и Лопахин, которых все считают парой, даже в последний момент не могут объясниться – не готов Ермолай Алексеевич сделать тот самый шаг, которого так ждут и Варя, и все окружающие. И она тоже уезжает «кем-то вроде экономки» в имение неподалёку.

Выдавил раба

Да и сам Лопахин тут же отправляется по делам, оставляя на хозяйстве Епиходова.  Он купил это имение, но стал ли он от этого счастливее или хотя бы богаче? Нет и нет. Он вложил огромную сумму, которая не скоро «отобьётся» с помощью дачников (дачи-то ещё надо построить!), он рубит вИшневый сад, но он, по сути, так же несчастен, как и Раневская.

«Чехов знал, о чём писал, ведь его родители были крепостными, его всё это касалось лично, поэтому так правдива вся эта история»,  - говорит режиссёр.

«Напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая», - писал в 1889 году Чехов Суворину.

Лопахин, кажется, раба из себя выдавил. Но это не сделало его счастливым, по крайней мере, в той версии, что увидели мы в «Студии» Любови Ермолаевой». Однако посмотреть на это стоит.  

16+

https://omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/dialog-nevozmozhen-v-teatre-studiya-ermolaevoy-postavili-vishnyovyy-sad