«ТУПОЙ ИДИОТ»
Так назвал свой блог старшеклассник Рома, герой премьерного спектакля театра «Студия Л.Ермолаевой» по пьесе Игоря Витренко «Рома, правда и подкасты». Но эту характеристику он дал себе в самом конце истории.
А началось всё с того, что старшеклассник Рома решил говорить только правду в подкасте «Легко и приятно». Роман Булгакова он, конечно, не читал, но погуглил на тему «цитаты о правде» и увидел высказывание какого-то Иешуа из «Мастера и Маргариты». Вот и использовал его, чтобы изливать на мир свою правду.
Каков же путь от высокомерного «Легко и приятно» к самокритичному «Тупой идиот»? Это путь от подросткового бунта к принятию окружающих; от раздражения к состраданию. Думаю, пройти такой путь с героями спектакля будет интересно и полезно не только подросткам, но и их родителям, и учителям. Да и обсуждение увиденного в классе тоже может стать продуктивным, ведь герои и их проблемы весьма узнаваемы.
Впечатление от спектакля вполне соответствует тем ожиданиям, которые сложились после встречи с его создателями. Режиссёр Максим Пешин отмечал, что при всей резкости и ершистости главного героя спектакль в целом – «тёплый и человечный». И это так.
С одной стороны, зрители всё время чувствуют дискомфорт, который испытывает Роман, благодаря интонациям, мимике и пластике актёра Дмитрия Рауша, а ещё и за счёт светового оформления спектакля (художник по свету – Тарас Михалевский): бьющий им в глаза свет прожекторов хоть и длится считаные секунды, но не даёт расслабиться, заставляет быть в напряжении, которое испытывает и главный герой. Причём, этот гиперсвет резко сменяется затемнениями, которые отражают то ли темень в душе подростка, то ли портал в виртуальный мир, ставший для героя частью мира реального. Такие переходы от одной сцены к другой придают спектаклю тревожное настроение.
С другой стороны, взаимоотношения Ромы с окружающими и их отношение к нему всё время дают надежду на человечное разрешение конфликтов. Отличный актёрский дуэт получился с Евгением Лыковым, исполняющим роль друга Боряна. Он, можно сказать, показывает Роме мастер-классы по выходу из щекотливых ситуаций так, чтобы никого не задеть. А «классная» (Ольга Постоногова) даже присоединяется к Роминому бунту, и её поддержка, её открытость помогают парню по-новому взглянуть на отношения с окружающими. И хотя настоящего Ромео из Ромы пока не получилось, но искра сердечности по отношению к друзьям, к маме, наконец, появилась в его сердце. Парень начал взрослеть!
Надеюсь, у спектакля будет долгая жизнь, потому что тема-то – вечная. Да, каждое поколение проходит взросление в чём-то по-своему: мамы и папы нынешних подростков подкасты в их возрасте не записывали. Но главное-то не меняется: человеку нужен человек. Спектакль – об этом.
Фото: Владимир Казионов
Источник: vomske.ru