ЛОЖНАЯ ЛЮБОВЬ И ДВЕРИ В НИКУДА: ОМСКИЙ ТЕАТР ВЫПУСТИЛ СПЕКТАКЛЬ К ЮБИЛЕЮ ОСТРОВСКОГО
Зол, умён, завистлив – и честно циничен в своих устремлениях. Историю Егора Глумова, написанную Островским ровно 155 лет назад, специально к грядущему фестивалю выпустил театр «Студия» Любови Ермолаевой».
К ФЕСТИВАЛЮ
Региональный театральный фестиваль «Дни А.Н. Островского в Омске», посвященный 200-летию драматурга, пройдет в нашем городе с 12 по 20 апреля. В эти дни театры города и области покажут на своих площадках постановки по бессмертным пьесам русского классика. У одних спектакли уже давно идут в репертуаре, другие выпускают премьеры в юбилейный год.
Театр «Студия» Любови Ермолаевой» на фестивале представит и то, и другое: постановку 2016 года «Без вины виноватые» и совсем свежую комедию «На всякого мудреца довольно простоты», премьера которой состоялась 31 марта.
БЕЗ ИЗЫСКОВ
Режиссером-постановщиком спектакля выступил заслуженный артист РФ Сергей Волков – человек нашему городу не чужой, с 1985 по 2006 гг. он служил артистом в Омской драме. Воспитанник старой актерской школы, Сергей Волков не стал «осовременивать» классическую драматургию или придумывать новую трактовку старому сюжету, сделав ставку на актеров и детальную проработку персонажей, – мы видим на сцене психологический театр.
Персонажи и одеты в костюмы исторического кроя (художник-постановщик – Сергей Федоричев): дамы наряжены в платья женственных силуэтов, мужчины же щеголевато откидывают фалды сюртуков и поправляют шейные платки.
Бытовой спектакль может показаться поначалу скучным омской публике, привыкшей к разнообразию театральных форм, – первый акт, действительно, довольно тягуч: и по ритму растянут, и событий в нем мало. Однако со второго акта начинается увлекательное действо, которое порадует любителей классики.
ТОНКАЯ РАБОТА
В общем и целом «На всякого мудреца довольно простоты» ермолаевцев дарит наслаждение – и в первую очередь великолепными актерскими работами. Удивительно точен в интонациях сыгравший на премьере Александр Тихонов. Артист убедителен в роли Егора Глумова – циника, пробивающегося в высший свет всеми способами, от ложных признаний в любви до льстивых поклонов. И он отдает себе отчет: эти поклоны для него не унизительны – это лишь игра на слабостях и пороках окружающих, в которой Глумов весьма преуспевает (до поры до времени, конечно).
У Александра получается очень обаятельный подлец – и очень современный, несмотря на то что все герои одеты в классические костюмы, а действие происходит в декорациях быта прошлой эпохи с огромными двустворчатыми дверями, конторкой и низким диванчиком. Глумов – Тихонов идеально доносит до зрителя главное высказывание режиссера, заложенное в спектакль: пришло время других людей – жестких, циничных, холодных и расчетливых, которые строят этот мир под себя.
Спектакль раскрыл с новой стороны и актрису Ольгу Постоногову. Еще до премьеры Ольга признавалась, что для нее, привыкшей играть принцесс и снегурочек, неожиданно предложенная режиссером Мамаева стала ролью на сопротивление. Однако на сцене нет ни тени сопротивления: органичное существование, мастерское владение сценической речью и тонкое чутье партнера – кажется, что актрисе образ Мамаевой дается с легкостью.
Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» вообще показывает актерскую выучку труппы театра «Студия» Любови Ермолаевой» в лучшем свете. Удовольствие наблюдать за тем, как работает с партнерами Виталий Романов, – его улыбчивый либерал Городулин ни одной реплики собеседника не оставляет без внимания, живая реакция и выраженные во взглядах и жестах недосказанные слова добавляют спектаклю глубину.
Здесь и второплановые роли играются масштабно: чего только стоят Иван Минеев в роли Григория, эмоциональный любитель горячительных напитков. Или ушлая «предсказательница» Манефа в блестящем исполнении Ольги Серман.
ВНЕ РЕПЕТИЦИЙ
Над оттачиванием интонаций своих героев артисты трудились даже в нерабочее время.
– Мы втайне от режиссера много раз встречались с Александром, задавали друг другу вопросы: а как ты думаешь, нравится ли Глумову Мамаева на самом деле, почему ее муж предложил поухаживать за его женой? – рассказала Ольга Постоногова. – И в обеденный перерыв мы встречались, прогоняли тексты сцен. Само построение фраз у Островского далеко ушло от того, как мы говорим сейчас, и мы замечали за собой, как случайно адаптировали его текст под современность. Поэтому встречались и подчищали текст, чтобы все было как в оригинале.
В финале Глумов терпит поражение: его «дневник подлеца» с записями всех деяний и откровенных мнений попадает в руки окружающих и каждый имеет сомнительное удовольствие прочесть о себе нелицеприятные фразы. Глумов побежден, но не терпит поражение: он пытается выйти победителем из ситуации, и финальный монолог в исполнении Александра Тихонова – одна из самых сильных сцен спектакля. Победу расчетливый Глумов в итоге действительно одерживает: когда герой уходит в никуда, в темноту за огромными дверями, общество решает, что такой ловкий человек будет полезен. И через время надо бы его вернуть.
Премьера театра «Студия» Любови Ермолаевой» рассчитана, пожалуй, не на школьников: им трудно будет воспринимать трёхчасовой бытовой спектакль. А вот старшему поколению, особенно любителям классических постановок, «На всякого мудреца довольно простоты» придется по вкусу. Актуальность мыслей Островского, который писал героев, отталкиваясь от жизненных наблюдений, глубокая проработка характеров, яркие запоминающиеся образы, созданные артистами, – достоинства этого спектакля.
Фото: Сергей Сапоцкий
Источник: omskgazzeta.ru