БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

«БОГИ ДАЛЕКИ, ЛЮДИ – РЯДОМ»

«БОГИ ДАЛЕКИ, ЛЮДИ – РЯДОМ»


Свой 32-й сезон театр «Студия» Любови Ермолаевой» открыл масштабной премьерой – спектаклем «Добрый человек из Сычуани» по пьесе Бертольда Брехта в постановке заслуженного деятеля культуры Омской области Ларисы Михайловой. В спектакле занята вся труппа театра и даже актеры вспомогательного состава – студенты Омского колледжа культуры и искусства.

            В разгар Второй мировой войны немецкий драматург сочинил притчу о поисках добра, и она остается актуальной до сих пор. Спектакль сохраняет стилистику брехтовской пьесы, его знаменитого «эпического театра». Сценическое пространство не перегружено декорациями (художник-постановщик Сергей Федоричев). Оно довольно условно, в нем присутствуют лишь легкие акценты, обозначающие то или иное место. Действие строится крупными кусками, в основном это массовые сцены, в которых  языком пластики и вокала зрителю доносится информация о происходящем.

            В столице китайской провинции Сычуань, олицетворяющей в данном случае любую точку земного шара, появились боги. Они спустились с небес, потревоженные «воплем», то есть жалобами на недостойную жизнь, на то, что в людях исчезла добродетель и сострадание ближнему. Их задача – найти добрых, честных, отзывчивых людей, чтобы доказать состоятельность своих заповедей и вообще – всего жизненного уклада на земле. Боги здесь – этакие чиновники небесной канцелярии в одинаковых серых костюмах (роли исполняют Дмитрий Трубкин, Дмитрий Жалнов и Дмитрий Рауш). Чувствуется, как угнетает их это «выездное мероприятие» – даже переночевать-то приличного места нет, и как далеки они, как и всякие чиновники, от народа.

            Единственным добрым человеком, встретившимся богам, становится симпатичная девушка Шен Де (Екатерина Романив), да и та оказывается представительницей древнейшей профессии. Водонос Ван (Иван Минеев), тихо влюбленный в нее, между прочим, тоже по-настоящему добрый человек, только этого никто не замечает. Зато двойное дно его мерной кружки сразу превращается в глазах мудрейших в грех гигантского размера.

            Чтобы она могла начать новую жизнь, боги субсидируют Шен Де денежной суммой, на которую та открывает небольшую табачную лавку. Но «слишком много тонущих схватились за борта лодки спасения». В городе почти ни у кого нет достойной работы и средств к существованию, поэтому все бросаются за помощью к простодушной Шен Де, которая «не умеет отказывать». Ее добросердечием и доверчивостью пользуется даже любимый мужчина – летчик Ян Сун, надеющийся за взятку вернуться к полетам, уехать в Пекин и, конечно, забыть о Шен Де.

И  тогда она ожесточается, придумывает двоюродного брата – расчетливого, безжалостного Шой Да. Она переодевается в него и в какой-то момент становится им – зло постепенно захватывает ее душу. Дела идут в гору, лавка разрастается до размеров крупного предприятия, на котором горбатится весь город и даже Ян Сун, делающий карьеру в качестве управляющего. А внутри Шен Де, закованной в мужской костюм и зловещий образ, зреет новая жизнь. Именно ради нее она и стала такой: «Мой сын, лишь для тебя я буду доброй, а для других – тигрицей, диким зверем». Разговор Шен Де с будущим ребенком – огромный текстовый фрагмент пьесы, сыгранный в основном пластически (хореограф-постановщик Ирина Горэ) – потрясающая сцена спектакля.

            Вообще, несмотря на некоторую декларативность подачи материала, на отчуждение актеров от своих персонажей (опять же по системе Брехта), накал чувств и переживаний в этом спектакле очень высок. Во-первых, это касается героини Екатерины Романив, пережившей и любовь, и предательство, и словно расколовшейся на две половины. Актриса практически играет две роли: когда на сцене Шой Да, здесь нет Шен Де.

 По-своему харизматичен, страстен и даже не слишком отвратителен, невзирая на его поступки, Ян Сун в исполнении Расима Раенбагена (кстати, еще студента).  Стремление героя  вырваться из нищеты захолустья, взлететь в небо (в прямом и переносном смысле) становится манией, целью, перед которой оправданы любые средства. Его песня о Дне святого Никогда наполнена и отчаянной надеждой, и безысходностью.

            Режиссер Лариса Михайлова уже не впервые обращается к пьесе Брехта, она ставила ее со своими студентами, но тема не дает покоя. «Я не берусь спорить с классиком, который говорил, что мир спасет красота, но я твердо уверена: мир спасет доброта», - озвучивает ее постановщик.

            Однако быть добрым непросто. Помогая другим, ущемляешь собственное благополучие. А становясь жестокосердным, теряешь часть своей души. Как быть?! В финале этот вопрос обращен к богам. Но те, пропев риторическую оду, спешно ретируются, предоставляя людям самим решать свои вопросы. В том числе и нам – зрителям.

  

Эльвира Кадырова,

 фото из архива театра «Студия» Любови Ермолаевой»

Источник: admomsk.ru, стр 44 - 46