БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

В театре «Студия» Ермолаевой завершилась Лаборатория современной драматургии для подростков и молодежи

В театре «Студия» Ермолаевой завершилась Лаборатория современной драматургии для подростков и молодежи

Пять дней — с 16 по 20 февраля — на сцене театра шли спектакли о молодежи и для молодежи. Спектакли об одиночестве — обыкновенном, и среди друзей и близких. О том, как важно, чтобы тебя хоть кто-то услышал. О правде и притворстве.

Открыла лабораторию постановка по пьесе московского драматурга Натальи Шор «Раз, два, три, четыре, пять Машенька идет гулять». Основатель и художественный руководитель театра «КС» (Народный театр «Карусель») Наталья Козловская сумела разыграть монолог на пятерых. И сама сыграла в постановке несколько ролей — мамы главной героини, учительницы, соседки. 18-летней актрисе Театра «Карусель» Маше Злобиной удалось очень убедительно сыграть 13-летнюю девчонку, которую никто не замечает и даже не дёргает за косички. Актеры, которые играют ее одноклассников, тоже старше, но «мы же не знаем, как в голове 13-летних выглядят другие, может, именно так они выглядят», — заявляет в начала главная героиня.

Впечатляет сочетание изображения живых реальных подростков (с вечными «психологическими качелями», которые здесь центр сценического пространства и вполне материальны, с женской дружбой-зависимостью, детской верой в приметы, мыслями о собственной никчемности и поисками выхода — «за что себя уважать») и «расколбасов» в стилистике комикса. И изумительная символика. Букет роз — воплощенная красота. Но это не просто красота для украшения. Человеку нужно прекрасное, которого сейчас многие просто боятся. Прикосновение к красоте меняет Машу — в очередной раз доказывая: красота, именно красота спасет мир.

Присутствовавшая на показе Наталья Шор поблагодарила омичей за удивительно нежный и лиричный эскиз по ее пьесе.

Актриса театра «Студия» Ольга Постоногова обратилась к пьесе омского драматурга Елены Щетининой «Сережа дурачок, а Вовка — жадина». Жанр обозначен нетривиально — «не игра». Это действительно не игра — все очень серьезно, даже жестко. И о многом заставляет задуматься.

Две подруги в паутине телефонных проводов, оборванных разговоров. Не дружба, а зависимость. Потому что «когда Сережа дурачок, а Вовка жадина», блистательной Лике (Ангелина Лыкова) нужно поделиться информацией об этом. А для полной ее противоположности Таши (Таисия Галочкина) Лика — фактически смысл жизни. Впрочем, кто кого запутал в свою паутину и не отпускает — совершенно непонятно. Молодые актрисы прекрасно играют, отражая в ярких пластических этюдах посреди черного пространства невозможность вырваться из замкнутого круга. Или освободиться все же возможно?

В финальный день фестиваля зрители смогли увидеть то, что обычно остается за кулисами — как рождается спектакль. Постановка режиссера Ларисы Дубининой «Красная каска» по пьесе Керен Климовски даже не эскиз, а еще только читка. Но листы с текстом, которые актеры держат в руках, очень «сыграли», зримо напомнив, что сегодня каждый видит только себя и свои проблемы.

«Красная каска» — новая история по мотивам сказки о Красной Шапочке, на современный манер и совсем о другом. Главная героиня этой истории — девочка очень незаурядная, с большой и правильной мечтой быть пожарным, выносить людей из огня — бьется в кольце одиночества среди взрослых, которые не могут перестать притворяться, обманывать... Отец даже родным не решается признаться в своей фобии, мать — все тащит на себе, всеми силами стараясь создать видимость, что у них все хорошо. Поэтому Красная Каска (Анастасия Викторова) больше всего боится стать взрослой. Резкая, бескомпромиссная и по-детски трогательная героиня никого не оставит равнодушным. Для Анастасии это первая главная роль, и она ей удалась.

Ее воображаемый друг дурашливый Волк (Евгений Лыков) — фактически отражение желаний героини. Но одно дело — совместно дурачиться и говорить обо всем, а совсем другое — объявить голодовку, окончательную и бесповоротную...

Это спектакль о том, что главный выбор — между «быть» и «казаться». Когда человек перестает стараться казаться — он начинает быть. Про внутренний огонь — если он есть у человека, цифра в паспорте не важна. И о том, что самим собой можно остаться в любом возрасте — бабушка Красной Каски зримое тому доказательство.

В завершении Лаборатории состоялось заседание круглого стола «Современная драматургия для подростков и молодежи».

«Мы, взрослые, или боимся разговаривать с этим возрастом, или делаем вид, что нам как-то не совсем удобно. Это вроде уже не дети, но ещё не взрослые. И мы сидим и думаем, о чём с ними будет этично и правильно разговаривать», — отметила Наталья Шор, драматург, актриса, режиссер, первый секретарь Гильдии драматургов России, руководитель театральной студии «Четвертая стена».

А разговаривать — необходимо. Для того, чтобы понять, как и о чем говорить, и предназначена эта ставшая уже привычной частью омской театральной жизни лаборатория «Ты не один. Наследие Любови Ермолаевой».