БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Рвущие душу. Спектакли, которые взволновали и детей, и родителей

Рвущие душу. Спектакли, которые взволновали и детей, и родителей

В омском театре «Студия» Любови Ермолаевой завершилась Лаборатория современной драматургии «Ты не один. Наследие Л. Ермолаевой».

Пять дней. Шесть спектаклей. Каждый – берущий за душу настолько, что, кажется, выворачивает тебя наизнанку. Взрослые вспоминают собственное детство, пусть даже и весьма благополучное, и тут же оценивают свои взаимоотношения с детьми.

Трудные воспоминания

Подростки узнают в героях себя или друга (одноклассника) и, может быть, чуть-чуть начинают даже не понимать, а хотя бы как-то объяснять поведение собственных родителей. Ведь родители тоже было когда-то детьми. Только забыли об этом. Или хорошо притворяются, что забыли, запрятав воспоминания о своём отрочестве глубоко-глубоко.
И в самом деле, разве захочешь вспоминать, что ты когда-то был выше или ниже всех, что тебя дразнили из-за прыщей (фигуры, занятий в музыкалке)? Вариантов может быть множество, исход один – ты изгой, с тобой дружит либо такой же отверженный, либо тот, кто выгодней смотрится на твоём фоне. При этом ещё и родители лезут со своими «дурацкими» советами: дай сдачи, не отмалчивайся, попроси помощи у учителя, не лезь на конфликт – тут тоже всё зависит от того, как мама и папа решали собственные проблемы в своём подростковом возрасте.  

Новая драматургия

Казалось бы, темы не новы, особенно про взаимоотношения отцов и детей, но окружающий мир меняется так стремительно, что пьеса даже конца 20 века уже кажется подростку несовременной. Поэтому театр старается найти ту литературу и тех драматургов, что были бы интересны как подросткам, так и актёрам и режиссёрам.

И такие пьесы есть – все шесть эскизных показов, что вынесли на суд зрителей в рамках Лаборатории современной драматургии «Ты не один», созданы по пьесам современных драматургов и написаны совсем недавно. Режиссёрам был предложен шорт-лист, из которого они выбрали то, что их задело больше всего. И получилось на самом деле здорово – разнообразие театров, режиссёров и тем, что волнуют сегодня молодых.

Задачи выполнены

«У Лаборатории было несколько целей, и каждая цель достигнута на 100%, - считает театральный критик Валерия Калашникова. – Была цель открыть новый материал для театра, который режиссёры могли бы брать на вооружение. Есть задача дать режиссёрам пространство для творческой реализации, и она  также выполняется. Есть задача как-то по-хорошему «встряхнуть» артистов, которые заняты в текущем репертуаре. Всё равно эскиз - это тренинг, и это хорошая возможность взглянуть на коллег со стороны в этом непривычном для уже состоявшегося артиста учебном процессе.

Зрительский отклик есть, и он неформальный. Мне кажется, это потому, что очень удачно подобран репертуар Лаборатории. Мы увидели массу разного материала – разнофактурного, разнопроблемного, и театры живо откликнулись на эту фактуру и искали самые разные способы эти истории препарировать и донести до адресата, чтобы она ударила в цель».

Каждый эскизный показ (впрочем, очень часто зрители называли это уже состоявшимся спектаклем и просили оставить как есть, не дорабатывая) сопровождался обсуждением. Пожалуй, впервые  в экспертном совете был профессиональный психолог. И она тоже за эти пять дней весьма впечатлилась увиденным.  
«У нас сейчас принято так: детей любят, а подростков все пытаются воспитывать, показать, что они какие-то неправильные, проблемные. А меня впечатлило, насколько с любовью вы все к ним отнеслись, - обратилась к организаторам психолог Наталья Дружина. - Если бы я в свои 15-16 лет пришла на эти спектакли, у меня не было бы мысли, что меня перевоспитывают, считают какой-то неправильной. И цель лаборатории была сформирована очень точно: ты не один, тебя здесь готовы услышать».

Театр не умрёт никогда

Лаборатория не была заявлена как конкурс, поэтому жюри не было, но экспертный совет возглавила московский драматург, режиссёр и актриса Наталья Шор.  

«Наверное, уже больше 100 лет мы слышим фразу, что театр вот-вот умрёт, его заменят то телевидение, то интернет, а театра не будет. Моё глубокое убеждение, что театр не умрет никогда, потому что пока есть хоть один безумный, который хочет выступать на сцене и второй такой же, который хочет на это смотреть, театр будет жив. И к нашему счастью, эти двое всегда находятся, - говорит Наталья Шор. - Что такое вообще лаборатория? Это некий эксперимент, опыты, упражнения, и в этом смысле данная лаборатория на 100% себя оправдала. Всё то, что здесь происходило, это как раз были новые опыты и новые упражнения.

Мы уже устали говорить о том, что театр - это отражение жизни; чтобы быть таким отражением, надо эту жизнь узнать, ощущать. Как может театр ощущать эту жизнь? Конечно, читать, в том числе и новую драматургию. И это замечательно, когда театр этого не боится.

Сейчас по стране проходит куча лабораторий, и больше всего для молодёжи и подростков, потому что все театры этим озадачены –  что дать этому возрасту? Здесь было обо всём, и это здорово. Я думаю, что лаборатория будет жить, и она должна вырасти до общегородского проекта».

Как сообщила директор театра «Студия» Любови Ермолаевой» Татьяна Сухонина, все шесть эскизных показов по итогам голосования  зрители хотели бы видеть в текущем репертуаре. Однако по условиям гранта президентского Фонда культурных инициатив надо отобрать всего два эскиза. И какие именно, решит худосовет театра уже на днях.