БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

"ТЫ НЕ ОДИН". НА ЯЗЫКЕ КАКИХ ПЬЕС ОМСКИЕ РЕЖИССЁРЫ ГОВОРЯТ С ПОДРОСТКАМИ

"ТЫ НЕ ОДИН". НА ЯЗЫКЕ КАКИХ ПЬЕС ОМСКИЕ РЕЖИССЁРЫ ГОВОРЯТ С ПОДРОСТКАМИ

Лаборатория современной драматургии привлечёт к театральному искусству молодое поколение через воплощение в искусстве острых подростковых тем.

На базе театра "Студия" Л. Ермолаевой продолжает свою работу Лаборатория современной драматургии для подростков "Ты не один. Наследие Любови Ермолаевой". Её основная цель - помочь молодым людям преодолеть свои первые взрослые трудности. С 16 по 20 февраля в театре состоятся читки современных пьес. Омичи смогут побывать на шести эскизных показах.

Они о молодых и для молодых. Какие темы будут раскрыты на сцене омского театра, на "Культурном завтраке" рассказали режиссёры. Драматург, актриса и режиссёр Наталья Шор отметила, что все пьесы лаборатории о том, что родители не разговаривают со своими детьми. Взять, к примеру, пьесу "Семейные истории" сербского драматурга Биляны Срблянович.

- Возраст 11-15 лет - самый проблемный возраст в плане драматургии. Мы, взрослые, или боимся разговаривать с этим возрастом, или делаем вид, что нам как-то не совсем удобно. Это вроде уже не дети, но ещё не взрослые. И мы сидим и думаем, о чём с ними будет этично и правильно разговаривать, - отметила Наталья Шор. - Проблема подросткового репертуара стояла всегда очень остро. И в советском театре тоже. Два самых забойных хита советского театра, которые перешли и в российский театр, - это "Алые паруса" Грина, "Синяя птица". И сюда мы можем добавить "Снежную королеву".

По словам Натальи Шор, существует две глобальные проблемы современной драматургии дохождения материала до адресата.

- Режиссёры сейчас, как правило, ориентируются на уже известного автора. Они слышали это где-то. Самому режиссёру в большом потоке сложно найти материал, отобрать его, отследить. Плюс ещё сейчас пишут все, читать такой объём невозможно. А второй момент - авторский. Потому что с живым автором нужно или договариваться как-то, или платить. Поэтому театры тоже стараются современных драматургов обходить стороной, - отметила она.

Вдохновением для лаборатории послужил творческий путь Любови Ермолаевой. Он полностью отражает её философию и стремление привить молодому поколению любовь к театру. Чтобы в театр приходил юный, думающий зритель, который верит в силу искусства и слова. К участию в лаборатории приглашены драматурги, режиссёры, актёры. Они попытаются помочь юным зрителям ответить на важные вопросы: что по-настоящему ценно в нашей жизни? Как правильно поступить? Какой сделать выбор?

Режиссёр Алексей Осипов для постановки выбрал пьесу "Семейные истории" (16+). Он видел её на сцене "Современника" в своём детстве и уже тогда сильно впечатлился. Лаборатория - это эскиз, набросок. Тут всё происходит очень быстро: если на спектакль режиссёру дают несколько месяцев, то лаборатория - это эскизный показ, незаконченная работа. Поэтому, как признаётся автор, он хотел делать и говорить той пьесой, которая в нём "отзывается".

- Дети - это отражение действительности (как театр, как любое другое искусство). Чем мы их кормим, что мы в них закладываем, что они видят, то они и транслируют. И я считаю, что главная проблема этой пьесы заключается в том, что всё идёт именно от семьи, из дома. Какая бы ситуация ни была в стране, в мире, всё равно всё идёт из дома, - отметил он. - Пьесой "Семейные истории" я заболел лет 7-8 назад, когда прочитал её. Я был приятно удивлён. Меня не смутил мат в этой пьесе, поскольку я считаю, что это часть художественного приёма Срблянович. Конечно, в своём спектакле я старался его подчистить, потому что есть какие-то вещи… Как я считаю, не всё можно пускать на сцену. Хоть театр и отражение действительности, но не действительность! И вообще, я предпочитаю театр образный, не бытовой: как написано, так и сделали. Зритель должен думать, фантазировать, додумывать. Не нужно всё разжёвывать.

Режиссёр Ольга Постоногова для лаборатории выбрала историю взаимоотношений двух девочек-подростков - "Серёжа дурачок, а Вовка - жадина" (12+). 

- Я начинала читать все пьесы. И вот мне попалась "Серёжа - дурачок, а Вовка - жадина", и я отложила её. Читала следующую и следующую, но понимала, что мысленно я в той! Всё, я осталась там. Смысл дальше читать? Нет выразительных средств, которые интересны подросткам, тут внятно должна быть рассказана история, важно достучаться до адресата. Неважно как, но чтоб тебя услышали, сделали выводы и пошли дальше. И перестали терпеть то, что с ними происходит. Какими средствами, на мой взгляд, абсолютно неважно, - отметила режиссёр.

Анна Козловская послушалась дружеского совета и взялась за рассказы Дона Нигро. Её сыну 12 лет, и она, как признаётся, только входит в подростковую пору и ориентируется на то, что знают её "дети" - актёры. Она ставит Animal stories - эскиз к спектаклю по рассказам Д. Нигро (12+).

- Мы определили лейтмотив. У нас это танец в хип-хоп-стиле, мы нашли хореографа, но ребята сами определили, что сейчас на волне. Я спрашивала непосредственно у них. Это из выразительных средств. С костюмами то же самое. Конечно, я, как художник, смотрю, как стилизуются их худи, кроссовки, толстовки. Чтобы это всё совпадало эстетически. Но по большому счёту, эта форма одежда такая, какая у них сейчас, - рассказала Анна Козловская. - Мне чем понравился автор? Тем, что есть юмор во всех его замечательных звериных историях. Я никогда не планировала брать американского автора, мне ближе наши: русские, российские, хоть классика, хоть современные. Когда я приехала на юбилей Щуки и спросила у своего однокурсника, режиссёра театра на юго-западе, есть что-нибудь для подростков, он ответил: "Вот, возьми Дона Нигро, почитай!". Вот так мне этот материал пришёл по рекомендации. Но он попал, потому что там есть ирония.

Всего за время работы лаборатории покажут шесть эскизов. Отметим, что это не конкурс, но театр оставляет за собой право доработать лучшие эскизы и ввести спектакли в репертуар.

Фото: "Омскрегион"