БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Бег по кругу

Бег по кругу

Неоконченная пьеса Георга Бюхнера «Войцек», в основу которой легла реальная история лейпцигского цирюльника Иоганна Христиана Войцека, казненного за убийство своей возлюбленной, признана одним из величайших произведений немецкой драматургии. Ее автор, поэт и драматург, потомственный врач умер от тифа в неполные 25 лет. Но успел очень многое - написал учебник сравнительной анатомии, организовал «Общество прав человека», участвовал в революционном восстании в Гессене, издал политический памфлет со ставшим крылатым выражением эпиграфом: «Мир — хижинам, война — дворцам». Сегодня пьесу «Войцек» ставят в театрах по всему миру, экранизируют (самый известный — фильм Вернера Херцога), есть даже опера и мюзикл…

Омский театр «Студия» Любови Ермолаевой» тоже не остался в стороне - весной этого года на сцене «Студии» состоялась премьера спектакля «Войцек», балансирующего между философской притчей и площадным представлением. За постановку взялся Виталий Романов – «чтобы еще раз попытаться понять: что такое любовь, смерть, ложь и истина, то есть по сути, что такое Человек».

Сценическое действо развивается в лаконичном пространстве абстрактной живописи, сюрреализма, которое создал художник Рустам Назиров. Два куба – то ли экраны, то ли порталы – в них отражаются воспоминания героев, а порой их мысли, и еще один посредине – своеобразный помост, к нему ведут две лесенки. С потолка свисают разноцветные круги – заменяющие звезды и прочие небесные светила. Вот и все декорации…

На помост выходит солдат в форме времен Первой мировой – скукоженный, вжавший голову в плечи, он идет, медленно переставляя ноги, будто каждое мгновение вынужден преодолевать сопротивление пространства. Войцек (Дмитрий Жалнов) ходит кругами по помосту, очень напоминая заводную игрушку, потом падает на колени.

По сюрреалистическому пространству ползет какой-то белый туман, Войцека находит его товарищ невозмутимый Андрес (Евгений Хабиров), начинается разговор про проклятое место: «Слышишь - кто-то копошится, кто-то шевелится». Но спектакль совсем не о том, и сюжет свернет в другую

сторону. Ведь все страшное происходит не где-то вовне, а в человеческих душах...

Франц Войцек - классический «маленький человек», точнее, даже человечек, от которого вообще ничего не зависит. Он все время порывается бежать или мечется по сцене, и по ходу действия становится ясно, что это бег по замкнутому кругу – он оказывается совсем не там, где хотел бы оказаться… Чаще всего – ровно наоборот. С тем же успехом можно сидеть, уткнувшись в стену, что он, кстати, тоже делает с завидной регулярностью… Пронзительная, очень яркая актерская работа Дмитрия Жалнова не может не восхищать.

Спектакль построен как представление ярмарочного балагана – один за другим на импровизированную сцену выходят остальные персонажи. Нарочито гротескные, очень характерные, в костюмах кричащих цветов. Роль каждого в этом представлении ясна с первого взгляда. Каждый исполняет свой номер – под музыку рок-группы «Doors»

Вот эффектный тамбурмажор (Александр Тихонов) – полковой барабанщик, мечта всех женщин в этом маленьком городке. Идеал мужчины красуется как на параде, подносит руку к козырьку, «вышагивает как лев»… И не пропускает ни одной юбки…

Вот капитан (Евгений Лыков), которого бреет Войцек, ведет разговоры о том, что такое вечность. То и дело отхлебывает из бутылки, кривляется, как паяц и все время подкалывает Войцека: «Что ты суетишься?». А одновременно говорит о добродетели…

А вот на помост выскакивает, будто чертик из табакерки хозяин балагана, куда Войцек приводит свою подругу Марию, и тоже начинает кривляться, предлагая посетителям «мистику, драму, и немного рекламу». Персонаж Евгения Сизова - то ли добрый клоун, то ли ровно наоборот. Ведь именно в его балагане Мария впервые обнимается с тамбурмажором и решается на измену, хотя поначалу не хотела участвовать в этой игре. Да, его яркий наряд оказывается обманкой – под желтым плащом не рубашка, а одна видимость…

Вот доктор (Татьяна Жалнова) вытаскивает на помост манекена, сажает на краешек. Понурый медицинский реквизит удивительно похож на Войцека. А дама-доктор - цветущая особа в розовой блузке и синей юбке под халатом, в красных туфельках на каблуках, с золотыми кудрями. Правда, эффектная прическа оказывается париком… Доктор не церемонится ни с манекеном ни с Войцеком, который чтобы содержать семью, вынужден подрабатывать у

нее подопытным кроликом – стучит ему по голове как манекену, и радостно объявляет: «Расстройство психическое частично второй вид»…

Приходит капитан и присоединяется к этому развлечению – рассказывает Войцеку о том, что у Марии роман с тамбурмажором, Войцек не хочет в это верить и по-детски возражает: «Вы же шутите, господин капитан». Врач измеряет подопытному пульс, впечатляясь тем, до чего можно довести человека… А капитан сбивает с Войцека прутиком фуражку и надевает на манекен. Между ними для этих вершителей человеческих судеб местного масштаба нет никакой разницы.

Не гротескна здесь только Мария (Ангелина Лыкова). Хотя впервые на сцене она появляется тоже согнувшись – точнее, склонившись над малышом, пока ее неунывающая подруга Маргарита (Евгения Славгородская) прихорашивается, чтобы привлечь внимание красавца-тамбурмажора. После визита в балаган уже совсем другая Мария, кружась, возвращается привычный мир, центром которого является колыбелька. Сначала тихо успокаивает плачущего ребенка, потом срывается на крик «Спи!». Скандалит с Войцеком, садится на край помоста, обхватив голову руками – в очередной раз напоминая, что здесь все на краю. А Войцек с нежностью качает колыбельку (это единственный момент, когда он не комичен) , обнимает Марию, дает ей немного денег и убегает... И более чем ясно – на непоправимое Мария решилась от отчаяния - устав от нищеты, одиночества, безысходности….

В спектакле много сюрреалистичного и одновременно знакового. За спиной у солдата не винтовка, а прутья в чехле. Этими же персонажи машут, тыкают в пространство как шпагой, замахиваются друг на друга…

Песня, из которой исполнительница помнит только первую строчку…

И сказка, которую рассказывает Марии старуха в черном (Ольга Сергун) – про одинокого маленького мальчика, который не нашел того, что искал ни на небе, ни на земле. Старуха ( похоже что сама Судьба) завершает свое повествование словами : «И все один да один» поднимает клюку и туман поднимается…

Все здесь несчастны – каждый по-своему. Все недовольны своей судьбой. И вымещают это недовольство на других – точнее, на тихом напрочь зашуганном Войцеке. Он – человек совершено потерявшийся в пространстве и сам все время крутится – словно пытаясь что-то найти. А в результате оказывается то участником представления в том самом балагане, то снова

попадает к врачу-экспериментатору. Разумеется, ничем хорошим все это закончится не может.

К финалу нервы сдают даже у Андреса. Других вариантов в этом мире похоже не предусмотрено.. Ведь это мир, в котором человека целенаправленно сводят с ума. И протестуя против окружающего безумия Войцек убивает совсем не на тех, кто к нему причастен, а самого близкого, самого любимого человека. Единственного человека, рядом с которым он может быть самим собой…

А был ли другой способ прервать этот бег по замкнутому кругу?

Омск Театральный
декабрь 2021
Елена Мачульская