БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Бунт Пьеро

Бунт Пьеро

"ЧЕТВЕРГ"
Номер от 22 апреля 2021 (стр. 10)
Бунт Пьеро

В репертуаре театра «Студия» Любови Ермолаевой» появился спектакль «Войцек» (16+) по неоконченной пьесе немецкого драматурга Георга Бюхнера. Поставил его актер и режиссёр театра Виталий Романов.
 Пьеса Бюхнера, написанная в середине XIX века, популярна в театрах всего мира. Хотя ранняя смерть автора (он скончался в возрасте 24 лет от тифа) и последующие доработки произведения другими драматургами, редакторами и переводчиками сделали драматургическую конструкцию зыбкой и многослойной.
 С одной стороны, здесь драма «маленького человека», который вынужден постоянно унижаться, чтобы заработать деньги на содержание своего незаконнорожденного ребёнка. С другой – история ревности, приводящей к трагедии, напоминающая сюжет «Кармен». В пьесе можно увидеть и философские изыскания, и библейские параллели, и даже рассказ о небезобидных медицинских опытах. Кстати, в основу пьесы легла реальная история лейпцигского парикмахера, который стал солдатом, и позже в приступе ревност, зарезал свою сожительницу, за что был казнён.
 Виталий Романов, похоже, запутался в этом нагромождении. Спектакль получился невнятным, хотя и не лишённым интересных постановочных моментов.
 Назначение на роль Войцека Дмитрия Жалнова поначалу кажется идеальным, настолько органично он существует в своём рисунке. Затурканный всеми солдатик с покорностью и проворностью крутится между Капитаном (Виталий Романов), которого надо брить и выслушивать его нравоучения, Доктором (Татьяна Жалнова), сделавшим его объектом безумных исследований, и любимой женщиной Марией, родившей ему сына, которого надо содержать, а её – ещё иногда и развлекать. Например, водить на представления в балаган.
При всём этом Войцек сохраняет позитивный настрой. Жизнь его отравляет только полковой тамбурмажор (Егор Зубенко, Александр Тихонов), брутальный красавец, заводящий шашни с его любовницей.
 Мария у Полины Романовой – олицетворение грешной мадонны, она открыто несёт миру плод своей связи с Войцеком, абсолютно не стесняясь собственной природы – в отличие от ханжествующей Маргариты (Евгения Славгородская), которая кичится порядочностью, а при виде любого симпатичного мужчины начинает непотребно кокетничать. Кстати, интересно придуман её костюм-трансформер: рукава блузки легко опускаются, обнажая плечи, а юбка поднимается за шнурки, словно французская штора, становясь всё короче.
 Рассуждения о грехе, добродетели и законах мироздания сменяются танцами под хиты группы The Doors. Виталий Романов говорит, что хотел сделать смесь философской притчи и площадного представления. Если на то пошло, то он мог бы быть смелее и дать побольше этого самого площадного театра. Поскольку в Войцеке, Марии и Тамбурмажоре легко угадываются Пьеро, Коломбина и Арлекин. Да и другие персонажи пьесы – классические маски дель арте: Капитан – тип военного авантюриста, Доктор – пародия на учёных мужей.
 Что касается последнего, то тут не только пародия – ярчайший гротесковый образ. Мужскую роль режиссёр отдаёт актрисе, и она делает её настолько буффонной, настолько отыгрывает это ожидание мужчины, что её не только не сразу узнаёшь под париком и прочими аксессуарами, но и долгое время остаёшься абсолютно уверенным, что перед тобою переодетый в женщину актёр. И только ближе к финалу и трагической развязке, когда Войцек выходит из-под контроля, наступает драматическая сцена. Доктор снимает парик, окончательно раскрывая свою гендерную принадлежность, и начинает баюкать на коленях осиротевший муляж.
 По идее, Войцек не вынес давления обстоятельств, результатом чего стал его эмоциональный взрыв и – убийство. Но мы не видим созревания этого взрыва, да и, собственно, сам бунт выглядит тихим и даже стыдливым. Впрочем, наверное, только такой и мог быть у Пьеро.
 Спектакль получает неожиданное продолжение (или предисловие) на выставке его художника-постановщика Рустама Назирова «Проявленное», расположившейся в фойе театра. Ограничив себя на сцене (оформление спектакля состоит лишь из деревянного куба с двумя лесенками), художник развивает тему в работах, выполненных по оригинальной технологии. Суть их в том, что человек приходит в этот мир чистым и невинным, а дальнейшее начинает формировать общество. Чистым пришёл в мир Войцек, но общество сделало из него неврастеника и убийцу. Чистым, несмотря на отсутствие церковного благословения, пришёл в мир его сын. Что будет с ним дальше – вопрос остаётся открытым.
 
 Эльвира КАДЫРОВА