БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Любовь, ненависть, убийство. В омском театре поставили «Войцека»

Любовь, ненависть, убийство. В омском театре поставили «Войцека»

В голове у недалёкого солдата-цирюльника, прислуживающего офицеру, непонятно что творится. Он очень любит Марию, с которой «сотворил» ребёнка, но в то же врем почему-то не женится, и малыш растёт незаконнорождённым.

Все заработанные копейки Франц отдаёт жене, сам же соглашается на какой-то чудовищный эксперимент над собой – местный доктор велит ему питаться одним только горохом и держит Войцека неким живым экспонатом – подтверждением своих явно безумных теорий. В голове у и без того не блещущего умом солдатика постоянно мутится, слышатся голоса, проносятся видения. Поэтому не удивительно, что когда Войцек узнаёт об измене Марии, «голос» приказывает ему «убить волчицу», что он и делает. И лишается по приговору суда собственной жизни.

Вот вся фабула коротенькой неоконченной пьесы  Георха Бюхнера, написанной  уже почти полтора столетия назад. Казалось бы, что тут интересного? Однако пьеса не раз экранизирована и поставлена на многих мировых и отечественных сценах. В этом году её поставили в театре им. Вахтангова и в омской «Студии» Любови Ермолаевой». Да как поставили!

Что сотворили вахтанговцы, увидят далеко не все омичи. А вот в Омске увидеть этот спектакль может почти каждый желающий (возрастное ограничение 16+). Очередная режиссёрская постановка Виталия Романова (собственно, как и его актёрская игра)  просто блестящая. Несомненной находкой в качестве главного героя можно считать и Дмитрия Жалнова - маленький полубезумец вышел у него  совершенно натуральным.

Сценография (тут постарался ещё и художник Рустам Назиров, но об этом позже)  и музыкальное сопровождение поражают и оставляют долгое «послевкусие» от спектакля. Ну казалось бы, какое отношение музыка культовой американской группы 1960-х The Doors может иметь к драме Бюхнера? А ведь оказывается точным попаданием!

А что творится на сцене? Декораций, можно сказать, почти нет – помост, который в зависимости  от обстоятельств становится то озером, то балаганом, то домом Марии, то жильём офицера. И полупрозрачные ширмы, делающие близкое далёким, реальное – ирреальным, и которые в итоге поглотят самого Франца-убийцу… Всё это в результате игры света и цвета становится той самой атмосферой, которой пропитан спектакль.

Помогал режиссёру создавать волшебство преображения художник Рустам Назиров. Выставка его работ «Проявленное» предваряет спектакль и она же как бы ставит финальную точку, когда зритель выходит из зала и уже с другими чувствами смотрит на те же картины.      

«Ребёнок приходит в этот мир чистым и невинным, но среда начинает формировать человека, и в душе его поселяются страх, злоба, зависть подлость, малодушие, отчаяние или одиночество, – говорит Рустам Назиров. – Философские темы, которые затрагивает в своей пьесе Георг Бюхнер, были мне близки и раньше. Выставка «Проявленное» – и предтеча, и итог спектакля. В рисунках языком графики, а в спектакле средствами театральной выразительности мы говорим об одних и тех же проблемах «маленького человека» в обществе».

Режиссёр хотел с помощью этой пьесы в очередной раз показать неоднозначность человеческой природы, поговорить о любви и ненависти, зависти и изменах. «В век интернета люди часто прячутся за своим профилем, аккаунтом, никнеймом, создавая вокруг себя фальшивую красивую оболочку - виртуальную маску. Но что за ней? Что это за люди в реальной жизни?» - рассуждает режиссёр Виталий Романов.

Следующий показ «Войцека» состоится 21 мая. И это надо увидеть своими глазами.

16+

                                                                                                                                                                                                                                      Ольга Коробова, "Аргументы и факты"