Маленький шедевр на камерной сцене
«Иллюзиями» Ивана Вырыпаева, одной из самых сильных, на взгляд критиков, пьес автора, открылся новый проект нашего театра «Театральные встречи. Читакли». А новый взгляд, как и следовало ожидать, формирует и нового специфического зрителя, которому не нужны яркие декорации и прочий антураж, где он всецело отдается обаянию текста и ничем не прикрытому, сосредоточенному, глубокому актерскому погружению в образ. И то, что случилось на сцене, не обмануло наши зрительские ожидания. Вчера спектакль был показан третий раз и мгновенно захватил внимание пришедших.
«Иллюзии» — изящная, с тонким юмором пьеса и в то же время серьезный философско-психологический трактат. Но принцип изложения в ней довольно прост. «Вырыпаев берет в дело простодушную мелодраму и способ повествования, который в ходу у домохозяек: «Он ей говорит… А она ему… А он такой…» Но в общем и целом Вырыпаев выражает сложное через простое и вычисляет абсолютное методом вычитания. В простой мелодраматической истории он ломает ту иллюзию правдоподобия, которая складывалась в театре веками». Автор развенчивает набор устоявшихся театральных иллюзий и создает нечто новое. Читакль «Иллюзии», поставленный Натальей Корляковой, состоит, четко следуя пьесе, из небольших рассказов-монологов, каждый из которых ставит под сомнение содержание предыдущего. И их основная прелесть - в неожиданности сюжетных поворотов, которые постоянно держат зрителя в напряжении, словно в умопомрачительном триллере. Все четыре актерские работы превосходны. Ироничная и утонченная, с «хорошим чувством юмора» Маргарет, блестяще воплощенная Аленой Устиновой, появляется не сразу… В начале диалогов звучат вполне сентиментальные любовные истории - красивая, живая и непосредственная Сандра (Ирина Разумова) и очень чувственный, до неправдоподобия честный и правильный Денни (Евгений Сизов), которые «прожили душа в душу целых 52 года». Но интрига обостряется с приходом проницательного интеллектуала и «очень хорошего человека» Альфреда, безупречно воплощенного актером Виталием Романовым. Ибо он - основной разрушитель иллюзий, приведший вполне милые взаимоотношения четверых к неожиданно трагическому финалу. Хотя размышления о большой и счастливой любви разрушались в читакле довольно настойчиво. Но в данном контексте «иллюзии» - это метафора не только колебания любовного чувства, но и иллюзорности искусства, способа подачи авторского повествования. Слой за слоем, снимая все наносное, Вырыпаев, а вслед за ним создатели читакля обнажают пустоту, вакуум и отсутствие реальности, как таковой. «Я окончательно перестала понимать, как тут все функционирует», - признается героиня Алены Устиновой. А как чудесен, к примеру, ироничный рассказ Сизова-Денни о встрече с инопланетянами. И это, оказывается, самое реальное в их монологах. «Должно же быть хоть какое-то постоянство в этом переменчивом космосе…». Интересно отметить, что артисты во время чтения пьесы остаются самими собой. Это не просто придуманные автором персонажи, а реальные люди - Ирина, Виталий, Женя и Алена, которые переговариваются друг с другом, которые здесь и сейчас пришли рассказать нам занятную историю. Тончайшее «вскрытие» любовных взаимоотношений оказалось лишь частью глобальной иллюзии - жизненно-реальной. Но зрители при этом получили чудесную порцию острых переживаний и свежих театральных впечатлений.
Светлана Трифонова