«Маленькие трагедии» на сцене омского театра «Студия» Л. Ермолаевой»
24 апреля в 18.00 спектакль по одноименным пьесам А. Пушкина будет вновь показан омским театралам. Питерский режиссер Максим Диденко «увидел пушкинский текст, как музыкальную партитуру, и выстроил оригинальный и своеобразный спектакль. На сцене играет живой оркестр, звучит музыка Моцарта, Шнитке, Роджера Уотерса, Жака Бриля, популярные испанские песни и др. Музыка из разных времен и эпох, которую вроде бы нереально соединить в одном пространстве» ... Сорежиссером Диденко, музыкальным педагогом по вокалу и хормейстером стала Алена Устинова, ведущая актриса театра. Для того чтобы глубже погрузиться в режиссерскую идею, предлагаем вашему вниманию отрывок из статьи, интервью с Аленой Устиновой.
- Музыка подбиралась интуитивно. Все занятые в спектакле искали музыкальный материал, что-то предлагали, пробовали разные варианты, укладывали Пушкинские тексты в знакомые мелодии. Иногда было смешно, иногда страшно - это ведь Пушкин, "наше все" !!! Потом приводили найденное к единому знаменателю – подбирали тональности, тембр голоса, характер исполнения, - рассказывает актриса, хормейстер и исполнитель вокальных партий Алена Устинова. - Максим с чем-то соглашался, что-то отсеивал, а что-то находил сам, как, например, песня Марлен Дитрих в исполнении Евгении Славгородской. В общем, материал получился разношерстный, но Максиму удалось все объединить, появилось ощущение единого музыкально - поэтического пространства.
Музыка в любом спектакле – важная составляющая. В этом – особенно. Она становится действующим лицом. Не случайно на сцене появляется дополнительный персонаж - хор. Женщины в белых платьях - застывшие статуи с лихорадочным румянцем на щеках. Кажется, что у них шевелятся только губы. И всякий раз, когда они появляются на сцене, сюрреалистичность происходящего ощущается еще сильнее.
- Если бы мы делали классическую постановку – костюмированную, с проработкой ролей по действиям, это был бы совсем другой спектакль, - продолжает Алена. – Здесь важно услышать, что музыка – это не только хор и оркестр. Это и звуки наших шагов, и крики, и ритмичные движения, и стук повозки. Перестановки тоже выстроены строго ритмично и являются частью партитуры всей мессы. Максим сумел создать на сцене особое музыкально-поэтическое пространство, которое он почувствовал в произведении.
… За неполные два часа перед зрителем один за другим проходят пороки, всегда бывшие причиной всех трагедий – жадность, зависть, похоть. В меняющемся свете возникает мир, в котором почти всегда беседуют стоя спиной к собеседнику, в котором радость – только на лицах безумцев. Страшно… И только в финале становится светлее - когда, словно прорвавшись из другого, совсем не похожего на этот, мира звучит моцартовское «Ave verum» в живом исполнении актерами театра, а на экране высвечивается надпись: «Господи, помилуй нас!» Нас - многогрешных и неправильных…живущих совсем не так, как должно. Нас всех, всех…
(Из статьи Е. Мачульской «Дотянуться до Моцарта»)