БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Маленький шедевр на камерной сцене

Маленький шедевр на камерной сцене

«Иллюзиями» Ивана Вырыпаева, одной из самых сильных, на взгляд критиков,  пьес автора,  открылся  новый проект нашего театра «Театральные встречи.  Читакли».  А новый взгляд, как и следовало ожидать, формирует и нового специфического зрителя, которому не нужны яркие декорации и прочий антураж, где  он  всецело отдается обаянию текста и ничем не прикрытому, сосредоточенному,  глубокому  актерскому погружению в образ. И то, что случилось на сцене, не обмануло наши зрительские ожидания. Вчера спектакль был показан третий раз  и мгновенно  захватил внимание пришедших. 

«Иллюзии» — изящная, с тонким юмором  пьеса и  в то же время  серьезный  философско-психологический  трактат.  Но принцип изложения в ней довольно прост.  «Вырыпаев  берет в дело простодушную мелодра­му и способ повествования, который в ходу у домохозяек: «Он ей говорит… А она ему… А он такой…» Но в общем и целом Вырыпаев выражает сложное через простое и вычисляет абсолютное методом вычитания.  В простой мелодраматической истории он ломает ту иллюзию правдоподобия, которая складывалась в театре веками».  Автор  развенчивает набор устоявшихся театральных иллюзий и создает нечто  новое. Читакль «Иллюзии», поставленный Натальей Корляковой,   состоит, четко следуя пьесе,  из небольших рассказов-монологов, каждый из которых ставит под сомнение содержание предыдущего. И их  основная прелесть  -  в неожиданности сюжетных поворотов, которые постоянно держат зрителя в напряжении, словно  в умопомрачительном триллере. Все четыре актерские работы превосходны. Ироничная и утонченная, с «хорошим чувством  юмора»  Маргарет, блестяще воплощенная Аленой  Устиновой, появляется не сразу… В начале диалогов  звучат вполне сентиментальные любовные истории - красивая, живая  и непосредственная Сандра (Ирина Разумова) и очень чувственный, до неправдоподобия  честный и правильный Денни (Евгений Сизов), которые «прожили душа в душу целых 52 года». Но интрига обостряется с приходом проницательного интеллектуала и «очень хорошего  человека» Альфреда, безупречно воплощенного  актером Виталием   Романовым.  Ибо он  -  основной разрушитель иллюзий, приведший вполне милые взаимоотношения четверых к неожиданно трагическому финалу. Хотя  размышления о большой и счастливой любви  разрушались  в читакле  довольно настойчиво. Но в данном контексте  «иллюзии»    - это метафора не  только  колебания любовного чувства, но и иллюзорности искусства, способа подачи авторского повествования. Слой за слоем,  снимая  все наносное, Вырыпаев, а вслед за ним создатели читакля  обнажают  пустоту, вакуум и  отсутствие реальности, как таковой. «Я окончательно перестала понимать, как тут все функционирует», - признается героиня Алены Устиновой. А как чудесен,  к примеру, ироничный  рассказ Сизова-Денни о встрече с инопланетянами. И это, оказывается,  самое  реальное в их монологах.  «Должно же быть хоть какое-то постоянство в этом переменчивом космосе…».  Интересно отметить, что артисты  во время чтения пьесы остаются самими собой. Это не просто придуманные автором  персонажи, а реальные люди - Ирина, Виталий, Женя  и Алена, которые переговариваются друг с другом, которые здесь и сейчас пришли рассказать нам занятную историю. Тончайшее  «вскрытие» любовных взаимоотношений оказалось  лишь частью глобальной иллюзии  -  жизненно-реальной.  Но  зрители  при этом получили чудесную порцию острых переживаний  и свежих театральных впечатлений.

Светлана Трифонова