БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Море нашей души

Море нашей души

Море нашей души

Премьера спектакля «Пегий пес, бегущий краем моря» по повести Чингиза Айтматова в театре «Студия» Л. Ермолаевой» стала примером того, как можно прозаический текст, в котором все держится на красоте и поэзии слова, сделать произведением абсолютно театральным, раскрыв все ее богатство.

Режиссер Наталья Корлякова, инсценировщик Татьяна Угрюмова и художник Игорь Коврижин рассказали притчу о любви и надежде, силе и вере, сделав это со всей бережностью к айтматовскому слову. Зрителя погрузили, как в море, в мир народов севера нивхов, который, кажется, только родился и завораживает своей первозданной  мудростью.

Четверо мужчин уходят в открытое море, чтобы добыть рыбу для своего рода. Самый младший – Кириск - еще мальчик, это его первая охота, первый выход один на один с водной стихией. Вместе с ним отец Эмрайин, двоюродный брат отца Мылгун и старейшина рода Орган. Чем дальше лодка от берега, тем важнее наблюдать за землей. Там, как всегда, остаются ждать своих мужчин женщины рода, зажигая в шторм сигнальные костры, и верный Пегий пес, бегущий краем моря - сопка, возвышающаяся над водой, как неизменный ориентир дома, видимый издалека.

Для художника Игоря Коврижина работа над спектаклем стала дебютной в театре, и дебют случился. Всего лишь в двух образах разворачивается перед зрителем метафорическое пространство суровой и лаконичной природы северных краев, где сила стихии и сила человеческого духа борются на равных, где острым линиям скалистых берегов противостоит тепло и уют дома.

Лодка, в которой большую часть сценического времени проводят герои, застигнутые бурей и накрытые туманом, что и руки своей не видно, создает ощущение неустойчивости и зыбкости абсолютно всего перед лицом стихии. Но ей в равновесие на дальнем плане, как тотем, огромный бубен, украшенный мехом. Напоминание о солнце - покровителе мира - и надежде увидеть берег, где ждут.

История противоборства сил человека и природы у Натальи Корляковой - история о любви и вере. Интересно, что женские и мужские персонажи не встречаются в повествовательном, событийном течении спектакля. Их общее пространство - пространство воспоминаний о семье либо пограничные состояния героев-мужчин на пороге смерти. Эти «встречи» решены так тепло, в них столько жизни и света, что темы потерь и обретений звучат трогательно и остро одновременно.

Когда буря стихает, лодка попадает в штиль и, как ковчег, хранит мужчин. Никаких ориентиров земли и на исходе пресная вода. Четыре человека в лодке совсем разные и по-разному проявляют себя перед лицом гибели. Орган (Игорь Школин, Борис Руденко) мудр, полон воспоминаний и фатализма, Мылгун (Виталий Сосой) порывист и стремителен, Эмрайин (Евгений Сизов) - спокойный, рассудительный, уверенный в себе. Такие разные, они едины в одном - в целостности своей души и уверенности в выборе, ведь они знают, что путь в море - единственно правильный выбор. Другого пути для них просто нет.

Один за другим они покидают свой ковчег, отдавая себя морю ради спасения Кириска (Александр Тихонов, Дмитрий Жалнов). Именно он в этой притче олицетворяет продолжение рода, который, согласно мифу нивхов, дала великая Рыба-женщина. Наполненными драматизмом и одновременно лирическими получились сцены встречи в воображении Эмрайина и его жены (Алена Устинова), Органа и Рыбы-женщины (Ольга Постоногова). Кириска тоже ждет на берегу девочка Музлук, с которой они проводили детство. Но теперь между ними уже все будет по-другому.

Оставляя мальчику вместе с каплями пресной воды капли надежды, Орган, Мылгун и Эмрайин один за другим уходят в разлом большого бубна на заднем плане, который смыкается за их спинами. Мифология айтматовского «Пегого пса» передана в своем глубинном нерве: с каждой человеческой смертью гармония природы словно разрушается на секунду, чтобы затем вновь сомкнуть свой круг, возвращаясь к мировому порядку.

Удачно найдено и решение отдать важные фрагменты текста Айтматова, касающиеся мифов и описаний состояний природы женским персонажам. Кажется, вместе с самой старшей и мудрой из них, берущей на себя роль сказительницы и наставницы молодых (Лариса Дубинина), они, сидя в кругу за пряжей, как мойры, на наших глазах ткут полотно этой истории и держат в руках тонкие нити жизней мужчин в лодке. И, конечно, мир природной силы в спектакле режиссер также персонифицировал в женских образах. Удивительное завершение сцены, в которой Кириск убивает нерпу - свою первую добычу. Бережно, будто качая младенца, актриса Екатерина Романив осторожно оставляет мягкую куклу нерпы на авансцене. Кажется, это душа живая оставляет физическое тело. Напоследок с материнской нежностью и едва заметной грустной улыбкой она смотрит на Кириска. Вот ты и взрослеешь, мальчик, вот и забираешь чью-то жизнь, чтобы выжить самому. Но это ничего, мальчик, ведь мы оба - природа. А у природы таков закон - все существует во взаимосвязи и одно определяет другое.

В спектакле «Студии» многое решено с помощью пластики, в которой сконцентрирована необыкновенная выразительность. Зритель легко считывает все смыслы - не интеллектуально, а скорее эмоционально, и в этом, безусловно, еще одно достоинство спектакля.

По законам мифа Кириск, олицетворяя будущее, сможет найти дорогу и вернется домой. По законам притчи он обретет новое знание о себе и о мире. А по театральным законам в финале зритель почувствует, как то, что с первых минут действия росло внутри, где-то в районе сердца, хочет вырваться наружу и раствориться в воздухе с последними аплодисментами. И где-то там, в области сердца, вдруг станет легко и светло. Как будто сама природа сомкнула в гармоничный круг какую-то старую трещину, которая не давала покоя ее уставшему чаду.

Валерия Калашникова