БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

Всего и дела, что внимательно вглядеться…

                                              (Ю. Левитанский)

Преподаватель Омского областного колледжа культуры и  искусства Лариса Михайлова называет себя «поставщиком актеров».  Уже более двадцати лет с 1985 года  она выискивает таланты и «раскидывает их по театрам» не только Омска, но и других городов. 
Кроме того, Лариса Ильинична – талантливый режиссер.  Ее спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын», поставленный совместно с народным артистом омской драмы Валерием Алексеевым,  можно назвать  настоящим феноменом. Он идет в театре «Студия» Любови Ермолаевой уже 12 лет, и все это время пользуется неизменным успехом у зрителей. 

Я считаю, что каждый человек талантлив,  неталантливых людей вообще нет. И свою задачу как педагога  я вижу в том, чтобы подсказать путь. А пойдет ли человек по этому пути – решать уже ему. Один студент как-то говорил: меня надо подтолкнуть. Я ответила: с тобой рядом всю жизнь не будет человека, который будет тебя тянуть. Очень боюсь причесать студентов под одну гребенку – по своему образцу… 
Можете рассказать  подробнее о своих студентах? 
– Я всегда со страхом сижу на вступительных экзаменах – переживаю больше абитуриентов. Страшно ошибиться и не разглядеть в робком абитуриенте «звездочку». Один яркий, но яркости этой хватает на полгода, а другой – поначалу робкий и нерешительный постепенно растет... 
В этом году я выпускаю курс, 15 человек. Из них двое с явными режиссерскими задатками. Хотя я считаю, что актер и режиссер это две разные профессии, но  человек может быть талантлив и в том, и в другом. Один 17-летний юноша на таком уровне сделал отрывок из «Чайки», что я на него смотрела снизу вверх. Нет, не завидовала, я радовалась. Ученик должен становиться на ступеньку выше своего учителя. Тогда работаешь не зря. Это был Арсен Решетов из Калачинска – я его «нашла» на «Театральной весне», он был потрясающе органичен и буквально притягивал к себе. (А я работала в жюри). Он подошел ко мне после спектакля и сказал: «Я хочу учиться».
Однажды один из студентов, от которого я совсем этого не ожидала,  сказал: « Если бы я был губернатором, обязал бы всех выпускников заканчивать колледж искусств – так важно то, что там нам дают».   Для меня его слова стали лучшей оценкой.
Кто из ваших учеников играет в «Старшем сыне»?
В этом спектакле играют три моих студента. Двое  – уже сложившиеся актеры: Дмитрий Трубкин  (он в свое время учился на первом моем курсе и стал одним из ведущих актеров театра-студии Ермолаевой), так же, как и  Наталья Тыщенко. А еще студент выпускного курса Стас Ляшенко, сыгравший  в спектакле  роль Васеньки. Это его дебют. Когда в театре на эту роль понадобился  молодой актер, который смог бы очень  быстро войти в спектакль, я сразу подумала про Стаса. Ведь они с Васенькой внутренне похожи. Стас юноша очень восприимчивый, с такой же «тонкой душевной организацией». 
Чем вас привлекла пьеса именно этого драматурга?
– Вампилов – это настоящая классика. Он всегда затрагивает нравственные, общечеловеческие  проблемы. Потому пьеса, которую он написал в 70-е годы, более 40 лет остается актуальной. У Вампилова  всегда есть ответы – почему человек поступает так, как поступает. Не нужно ничего фантазировать, додумывать – также,  как  у Чехова или Островского. Но за «Старшего сына» я взялась  фактически по стечению обстоятельств  в 2000 году меня пригласили в сорежиссеры  Валерию Алексееву, который  уже работал над этим спектаклем. 
Как вы включились в этот процесс? 
– Я очень внимательно отношусь к авторскому тексту и от актеров требую такого же отношения. У Вампилова есть своя особенная музыка слова, и вмешиваться в нее не стоит. Когда мы в 2000 году  репетировали «Старшего сына», один из актеров пошутил: «Отыграем так 2-3 спектакля и будем играть по-своему». Я ответила: «Не получится, я буду ходить на каждый».  За 12 лет я пропустила всего два или три спектакля.  
Я приверженец школы Станиславского. Не отрицаю, конечно, что театр – это зрелище. Но, прежде всего, театр это жизнь человеческого духа на сцене. 
«Старший сын» на сцене  уже 12 лет. Что изменилось за эти годы?
 – Борис Руденко неизменный исполнитель роли Сарафанова. Роль Сильвы  все эти годы играл  Дмитрий Трубкин. Дима на глазах вырос в этой роли. Он входил в нее  очень робко, а сейчас просто «купается» в ней. А вот Нин сменилось уже четыре. Нынешняя Катя Романив пришла из «Галерки» и уверенно вошла в эту роль. Она играет глубоко и  вдумчиво. Вообще я получаю необыкновенное удовольствие от работы с актерами. С каждой репетицией мы вместе находим новые краски, открываем новые стороны и новые «прочтения» вроде бы знакомых  персонажей. Этот спектакль  действительно неисчерпаем!
И последнее, о чем этот спектакль?
– О том, что  человеком можно оставаться в любом мире, в  любое время, нужно только уметь сопереживать. Можно и нужно принять чужую беду как свою личную, и не просто посочувствовать, а реально помочь.
В нашем суетливом мире, в вечной спешке у людей не хватает времени остановиться, всмотреться  друг в друга, в самого себя. И очень просто озлобиться.
Статистика разводов сегодня действительно  страшная.  Не случайно  в пьесе «Старший сын» у секретаря суда на работе «три дела – два развода». А Бусыгин – парень из неполной семьи – не рассказывает о своем отце, прерывает любую попытку спросить о нем. Не случайно Вампилов  делает его студентом-медиком, ведь у медиков – стойкая репутация циников. Но когда Бусыгин встречается с искренностью  Сарафанова, который остается ребенком в душе, душа героя начинает перестраиваться. «Не дай Бог обмануть того, кто верит каждому твоему слову». Он берет на себя ответственность за этого пожилого человека…
Помните, у Левитанского:  «Всего и надо, что вглядеться, боже мой, всего и дела, что внимательно вглядеться…». Вглядеться в себя и в людей, которые живут рядом, внимательно всмотреться в окружающий мир… Только тогда ты действительно начнешь ЖИТЬ…

Бытие среднестатистического современного обывателя по сути сводится к движению вдоль забора. Отделяющего жизнь  каждого человека от остальных людей. Через полупрозрачные доски что-то видно, но слишком нечетко. Не разобрать. А за забором маленький  мирок лампа с абажуром, фикус, круглый стол...  Там нарочито серьезная Нина (молодая актриса Катя Романив), поливает классический фикус, мучается от неразделенной любви Васенька (Станислав Ляшенко) и всю жизнь пишет ораторию «Все люди братья» «блаженный» Сарафанов-Руденко… 
Отношения с близкими сегодня, увы, часто сводятся к фразе: «Если бы вы знали, как вы мне надоели!». И когда появляется (внезапно заходит через дырку в заборе) человек, которому ты действительно нужен, это настоящее чудо!
У сегодняшних людей толстая кожа. Так жить проще, легче –  классический тусовщик Семен, в просторечии Сильва («симпатичный нахал», талантливо исполненный Дмитрием Трубкиным),  с неразлучной гитарой нигде не пропадет и везде придется к месту. Но Бусыгин (актер Виталий  Романов), изначально очень на него похожий, разыгравший спектакль с собой в главной роли, чтобы было, где переночевать, стремительно меняется. Уже в середине действия лица у них совсем разные – у Сильвы – очень подвижное, с неизменной улыбкой, у Бусыгина  задумчивое и сосредоточенное. Этот молодой человек стремительно (всего за несколько часов) взрослеет.
Назвавшись сыном Сарафанова, Бусыгин быстро стал ему самым близким человеком.
Ведь в доме этого пожилого мечтателя все слишком зыбко, его маленький мирок держится на честном слове. Складывает рюкзак, чтобы уйти из дома насовсем, разочаровавшийся в любви = жизни  Васенька. Упорно держащаяся за свою серьезность Нина собирается замуж по принципу «куда угодно, лишь бы отсюда». И как переходящий приз по рукам ходит подушка очень по-детски…
Если жизнь не получается, нужно создать хотя бы видимость жизни. И Сарафанов поначалу упорно делает вид, что работает в филармонии, хотя уже полгода играет на танцах в клубе железнодорожников  и похоронах. Но жених дочери правильный летчик с обязательным букетом цветочков, не задумываясь, разрушает эту иллюзию. 
Под градом осколков Сарафанов застывает. Но оказывается, можно жить, если хотя бы один человек в тебя верит… И что с того, что он не родной тебе  по крови. Не это, в сущности, главное. В финале все маски сброшены – Нина только натужно старалась быть серьезной, на самом деле она обычная веселая девушка, Васенька, перестав строить из себя трагического героя, оказался милым  мальчишкой, а Бусыгин, и это уже очевидно человек, который никогда не подведет. И все очень просто: «Вы все мои дети, потому что я люблю вас!». 

Елена Мачульская