БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

На что будет похож мир завтра? С учетом того, как быстро все меняется, можно смело строить самые фантастические предположения. Один из вариантов возможного будущего можно увидеть на сцене омского театра «Студия» Л. Ермолаевой». 14 октября здесь состоялась премьера спектакля «Furious Angels» («Неистовые ангелы») по пьесе Дмитрия Гласса. Режиссер - Юрий Шушковский.

 

Спектакль по этой пьесе уже ставился на сцене театра «Студия Ермолаевой» шесть лет тому назад. (Авторское  название -  «Амазония,  или Караул №8»). Вторая версия под названием «Furious Angels» стала более фентезийной и одновременно более жесткой. Другой актерский состав. Иное музыкальное оформление. И совершенно другая подоплека идеи спектакля.

Когда мы начали только работать над этим спектаклем,  вполне логично возник  вопрос:  в каком случае возможно появление мироустройства по принципу Амазонии? В современном мире ярко проявляются факторы, которые,  если ничего не изменится, неизбежно приведут к возникновению именно такой  формы жизни.

200 лет назад появился феминизм. В прошлом веке – Декларация прав человека. Издержки в понимании которой  привели к тому, что  любой  неуч теперь может оправдывать все тем, что это он так видит. Соответственно, во многих сферах исчезает профессионализм. В конце ХХ века появилось клонирование. А в ХХI веке надзорные органы получили  возможность легко забрать ребенка из семьи без судебного решения.  Получается, институт семьи не нужен. Что остается? Только Амазония, -  размышляет режиссер Юрий Шушковский.

- В 2005 году еще не было такого всплеска феминизма, разговоров на каждом углу о правах человека.  Тогда мне только казалось, что когда-то все  будет, как в сценарии пьесы Гласса. Была догадка, предчувствие. А сейчас  не кажется,  уже есть. Это очевидность. Ужас в том, что за какие-то 6 лет грустные предположения  стали реальностью. Может, еще через некоторое время  это не нужно будет показывать – все так жить будут.  А  спектакль автоматически сменит жанр с фэнтези на бытовой…

 

Итак,  премьерный спектакль.  Место действия -  крепость на продуваемом всеми ветрами островке в Эвксинском море, которая в любой момент может разрушиться от ветхости. Спецобъект  Вооруженных Сил Амазонии, между прочим. Секретный спецобъект,  имеющий исключительное значение. А реально никому не нужный.

Склад реликвий легендарных амазонских времен…  Правда,  шлем царицы амазонок Меланипы называют исключительно «золотым горшком». Стремадор, боевой конь еще одной царицы,  – Пенфесилеи   в обиходе зовется Стрёмой. Золотой шлем в итоге надевают на коня, чтобы у него голова не болела. И к прочим реликвиям явно аналогичное отношение.

На что похожа женская армия? В строю все стоят в картинных позах. Вместо «дедов» – «бабушки», вместо упора лежа - упор сидя. Форма легко превращается в купальник. А самое страшное наказание – оставить без сладкого.

В мире остались только женщины. Всех мужчин перебили. Мир изменился. Дочь теперь может родиться без  участия матери, не только отца. Ведь прошли те времена, когда «женщины рожали как животные». А матери в таком случае причитается официальное поздравление и 10 календарных дней отпуска. Только вот лучше от этих кардинальных перемен мир не стал.  И прежние проблемы никуда не делись (к ним только новые добавились, в количестве). Все те же разборки между сослуживцами (только теперь это женская драка с реалистичным звуковым фоном). Девушки в фэнтезийных костюмах с фентезийными мечами под цвет костюма другой жизни не знают. Но что в этой жизни что-то серьезно не так, чувствуется постоянно. И каждая по-своему пытается эту пустоту заполнить. Чтобы просто ее не чувствовать.  Робкая и романтичная Вероника Цигерман (актриса Ольга Моисеева) – мечтами, сильная Сун Ю, которая на гражданке на стройке работала (актриса Наталья Тыщенко),  – возможностью постоять за себя и заступиться за обиженных,  грубоватая Мадлена Швыдтке (актриса Дарья Башкина) – ролью «главной бабушки» в карауле….

Они в своих фантастических нарядах прекрасны как ангелы. Но ангелы – неистовые и бескрылые. Их движения часто похожи на танец. Воительницы перемещаются по сцене,  в основном держась за свисающие цепи. Их  прыжки выглядят,  как попытки взлететь… Взлететь,  естественно,  не получается.

– Амазония – проклятое место, - говорит одна из девушек, ефрейтор Гризабелла Лампито (незаурядная работа актрисы Анны Бодровой). Она подчеркнуто старается держаться на расстоянии от всего, что с этим проклятым местом связано. И рассказывает удивительные сказки… иногда шепотом упоминаются фантастические существа, в которых никто уже не верит – люди мужского пола. Существа почти сказочные, и увидеть их можно только на картинках в запрещенных книгах...

На сцене мало декораций. Только подвешенные на цепях деревянные помосты. Их приглушенные краски (напоминание о том, что армия, даже женская – это труд и рутина) контрастируют с радугой нарядов и яркими пейзажами. Картины окружающей природы и  соответствующей атмосферы транслирует видеопроектор…. Также на  экране регулярно возникают неопределенные образы – отражая то, что творится в душе амазонок.  Эти образы порой складываются в неясные очертания и лица. Не всегда женские. Блики воды на   экране и шум дождя наполняют  картинки жизни на продуваемом всеми ветрами острове в Эвксинском море символами неизменной, вечной, никому не подвластной стихии. Основная же интрига спектакля – тайна двух амазонок. Дело в том, что на дне здешней Тихой бухты находится легендарная субмарина «Титания», управлять которой можно только вдвоем. И можно попробовать «свалить отсюда навсегда». В страну далекую,  по ту сторону моря.

« Далеко-далеко, по ту сторону моря, есть сказочная страна. Там солнце и счастье. Там живут удивительные и прекрасные существа, с одной стороны чем-то похожие на женщин, а с другой - не похожие совсем. Когда-то давным-давно люди были о двух головах, четырех руках и четырех ногах. В груди каждого билось два сердца и две пары глаз с любовью смотрели на мир, полный гармонии и света. Но однажды боги за что-то прогневались на людей и разорвали каждого на две половинки. И наступил хаос. Двуногие совсем обезумели, запутались. Стали воевать друг с другом, и вскоре одни половинки полностью истребили других. А те, кто уцелел, убежали прочь из Амазонии. Там, за морем, они уже давно не воюют - они научились находить свои потерянные половинки и живут счастливо»...

Назревает главное событие – тщательно готовится побег.  На «прощальном вечере» (дискотеке) после появления  юбок с кринолином  солдатская форма легко превращается в бальное платье. Юрий Шушковский с художником Ольгой Веревкиной просидели целый день, конструируя эти фэнтезийные костюмы-трансформеры. Ведь каждая сцена – иной континуум, и действующие лица каждый раз должны выглядеть по-иному. То буднично, то официально-торжественно, то немного празднично. Девушки переживают тяготы армейских будней, собираются на торжественную церемонию, чтобы почтить память Стремадора, празднуют последний день в армии… Одного наряда на все это явно не хватит.  А сценическое действие неумолимо движется к финалу. Кто-то ждет возвращения домой, кому-то до дембеля осталось всего ничего, а кто-то готов отправиться в неизвестность. Но побега в мечту не случится. Ведь  в женском коллективе тайн не бывает…  дерзкий замысел будет раскрыт, причем  поводом для этого станут самые лучшие намерения….

– Еще никому и никогда не удавалось достичь того берега. Да и берега того нет...

И самолет под названием «Аист» за всеми  не прилетит. Ведь возвращение на большую землю откладывается на неопределенный срок.

В финале спектакля на экране появляется огромная красная луна. Одинокая луна. И также одиноки девушки, которые по-детски обхватив  колени, замерли  на ее фоне. От неизбежного в таком мире тотального одиночества им никуда не деться….

 Мы не представляем себя какими-то оракулами, просто показываем, к чему может привести тенденция, существующая в обществе, -  говорит режиссер.

Елена Мачульская