БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

«Колокола звон кандальный» – с таким пронзительным и тревожащим названием в драматическом театре «Студия» им. Л.Ермолаевой Игорем Малаховым подготовлена сценическая композиция по повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мертвого дома». А 11 ноября, в 190-ый день рождения Федора Михайловича, на сцене театра состоялась премьера спектакля(на основе композиции) «Воля-волюшка», который 26 ноября станет участником регионального фестиваля «Играем Достоевского».Современная драматургия медленно, но верно проникает на сцены наших театров. Круг ее зрителей постепенно расширяется, а вместе с ним всё меньше в репертуарах остается постановок классической литературы. Мало зная о новой драме, немногого от нее ожидая, не боишься, что спектакль не тронет, не заставит почувствовать. Собираясь на классику, волнуешься, не окажутся ли напрасно потраченными время и деньги? Не больше ли пользы просто  взять с полки старый томик да перечитать? Когда идешь на Достоевского – становится по-настоящему страшно. Страшно,  что не поверишь, что душа останется спокойной, не достанет глубины, что великое произведение писателя поблекнет из-за тщеславия режиссера, решившего, что классик ему по зубам…

Сценическая композиция Игоря Малахова развеяла все  страхи и сомнения. За 17  лет работы в «Студии» Л.Ермолаевой Игорь Малахов сыграл более десятка главных ролей, является автором идеи и исполнителем двух моноспектаклей, и, кроме того, удачно реализует себя как режиссер. «Колокола звон кандальный» – уже четвертая режиссерская работа Игоря Викторовича. Своего первого зрителя сцены из «Мертвого дома» покорили в литературном музее им. Ф.М.Достоевского, где были показаны в рамках программы Международной научной конференции «Достоевский в смене эпох».

Свежим взглядом режиссера в спектакль перенесена удивительная лаконичность действия – минимум декораций, минимум реквизита. Ничто не отвлекает внимания от главного в постановке – слова Федора Михайловича и, конечно, актерской игры, которая заставляет полюбить каждого заключенного. Неважно, кто он:  злодей - «убийца невзначай» или «убийца по ремеслу», разбойник или атаман разбойников, «просто мазурик» или бродяга. Замечательны актерские работы Евгения Сизова (Баклушин),Владимира Михайлова (Исай Фомич), Дмитрия Жалнова (Сироткин). Очень органичны и убедительны в своих зарисовках Игорь Двоеглазов и Виктор Степкин. А образ сумасшедшего, созданный Игорем Школиным, потрясает до мурашек по коже. «У всякого была своя повесть, смутная и тяжелая,  как угар от вчерашнего хмеля». Вынести принуждение, насилие, одиночество в атмосфере грязи, унижения и нечеловеческой офицерской агрессии помогает светлый образ,  живущий в душе каждого, кто мечтает выйти из Мертвого дома, будь то образ матери,  любимой женщины,  воспоминания о беспечном детстве или вера в новую свободную жизнь за пределами острога. Блестяще с воплощением этого образа,  этой воздушной дымки справилась Ольга Чиченкова, трогательное пение которой задевает за живое. Ее появление будто обволакивает героев защитной пленкой, закрывает от посторонних недоброжелательных глаз самые укромные уголки в душе заключенных.
Искалеченные жизненными обстоятельствами, сильные и незаурядные люди, быть может, достойны более жалости, поддержки, милосердия, нежели наказания. «Все люди, все человеки».  Забывают об этом только те, у кого в руках власть, но и они тираны лишь сегодня,  а завтра так же падут жертвами, как тот майор, который в сюртуке, без мундира «стал совершенно ничем и смахивал на лакея». Вместе с писателем режиссер размышляет о преступлениях и наказаниях, о силе характеров, человеческой слабости, справедливости и о том,  что «несмотря ни на какие меры,  живого человека нельзя сделать трупом: он останется с чувствами, с жаждой мщения и жизни,  со страстями и потребностями удовлетворить их».