БУК города Омска «ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой»

О создателе «Студии»: Любовь Ермолаева

Создатель и бессменный художественный руководитель театра с 1991 по 2013год — Любовь Иосифовна Ермолаева, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, член Союза театральных деятелей России, заслуженный работник культуры РФ, легенда Омской сцены.

В 1966 году во Дворце нефтяников Любовь Ермолаева создала любительский Театр Поэзии, который в течение 25 лет был центром эстетического и нравственного воспитания молодежи города и области. На базе народного Театра Поэзии проводились региональные творческие лаборатории, областные семинары, открытые уроки по актерскому мастерству. Режиссеры из разных районов Омской области приезжали в Омск, чтобы увидеть «Чайку» А.П. Чехова и «Пять вечеров» А.Володина, «Горе от ума» А.Грибоедова и «Ромео и Джульетту» В. Шекспира.

Одной из первых режиссеров в России Л.Ермолаева освоила камерную сцену и начала ставить остросоциальные пьесы современных драматургов. В 1987 году спектакль «Майя» по пьесе Л.Разумовской стал лауреатом Всероссийского фестиваля народных театров в Москве, а в 1989 году был показан на фестивале «Лучшие спектакли России».

Поэтапно, бережно и кропотливо Ермолаева строила свою «Студию». В 1991 году театр получает новый статус и становится муниципальным. Спектакли играются на различных сценических площадках города и области. Наряду со спектаклями для взрослых в «Студии» Л.Ермолаевой ставятся и спектакли для детей. Работу над детским репертуаром осуществляет ученица Любови Иосифовны Светлана Жиденова.

Л. Ермолаева осуществляла постановку, вела кропотливую работу с молодыми актерами, контролировала весь творческий процесс в театре. Художественный руководитель выбирает для вечерних постановок пьесы русских и зарубежных классиков и пьесы современных драматургов. Главная тема, интересующая Л. И. Ермолаеву и объединяющая все ее спектакли — духовный мир человека, его личностные переживания и интеллектуальный поиск, глубокое понимание добра и зла. Её режиссерский почерк отличали глубокое проникновение в замысел драматурга, «вчувствование» в слово и понимание текста пьесы каждым актером; тщательная проработка событий пьесы, характеров персонажей — до мельчайшего движения, до каждого вздоха.

Именно таковы замечательные спектакли: «Таланты и поклонники» А. Островского, «Ненормальная» Н. Птушкиной, «Мотылек» П. Гладилина, «Ретро» А. Галина, «Оскар и Розовая дама» и шикарная, глубочайшая драма «Тектоника чувств» Э. Шмитта, неизменная «Чайка» А. П. Чехова, пронзительная «Жульета» С. Руббе...

Под руководством Л.Ермолаевой разрабатывались проекты по привлечению в театр молодых зрителей, студентов и старшеклассников. Коллектив театра успешно гастролирует по сибирскому региону, проводит благотворительные показы, участвует в областных, региональных и Всероссийских фестивалях, получает дипломы в различных номинациях.

На Всероссийском фестивале «Золотой конек» (г.Тюмень, 2002 г.) Л.И. Ермолаевой был вручен специальный приз жюри в номинации «За честь и достоинство».

В 2007 году имя Ермолаевой было занесено в Книгу почета Заслуженных деятелей культуры города Омска, на Омском областном фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа — 2007» ей был вручен диплом Лауреата премии «Легенда Омской сцены».

До последнего дня жизни Любовь Иосифовна не покинула свой театр. Она ушла от нас 17 октября 2013 года... Но ее душа всегда жива в театре, в каждом из актеров, работавших с нею, и в каждом человеке, хоть раз видевшем ее спектакли. Она до сих пор с нами.

Театр: вехи развития

В 1966 году во Дворце культуры нефтяников под руководством Любови Ермолаевой открылся любительский театр Поэзии. Время и события в стране оказали огромное влияние на формирование этого театра. Так называемая хрущевская оттепель пробудила интерес к поэтическому слову. Воздух был пронизан духом романтики и поэзии. Театр Поэзии объединил талантливую молодежь, силами которой были поставлены спектакли: «Я люблю» по стихам поэтов 70-х годов, «Соляной бунт» П. Васильева, «Кровь и пепел» Э. Марцинкявичуса, «Конек-горбунок» П. Ершова.

Театр Поэзии стал той благодатной почвой, на которой «проросли зерна» высокой драматургии: А. Чехова и А. Володина, А. Вампилова и Л. Петрушевской, С. Злотникова и Л. Разумовской. На камерной сцене Дворца культуры нефтяников (первой в городе!) с успехом шли спектакли: «Чайка» А. Чехова, «Пять вечеров» А. Володина, «Утиная охота» А. Вампилова, «Чинзано» Л. Петрушевской, «Майя» Л. Разумовской, а на большой сцене зритель мог видеть «Приручение сокола» Л. Табукашвили, «Ромео и Джульетту» В.Шекспира, «Команду» С. Злотникова.

Увлечение театром, участие и победы в российских фестивалях, учеба во всесоюзных и зональных лабораториях повлияли на профессиональный выбор многих участников театра поэзии. Сергей Денисенко известен в Омске как поэт и театральный критик, телеведущий программы «Выход в свет под занавес недели» Первого Сибирского Культурного канала; Юрий Шушковский и Светлана Жиденова — режиссеры, Лариса Дубинина — мастер художественного слова и режиссер.

В 1989 году театр Поэзии под руководством Л. Ермолаевой получил статус театра-студии, а в 1991 году театр-студия становится профессиональным муниципальным театром, названным именем своего основателя — «Студия» Любови Ермолаевой. Осенью 1997 года театр обрел собственную сцену, разместившись в здании бывшего дома культуры «Строитель», которое является памятником архитектуры (архитектор О. Е. Либготт). В годы экономической и духовной нестабильности театр не только выжил, но и привлек к сотрудничеству известных режиссеров. В 1995 году московский режиссер Михаил Али-Хуссейн поставил спектакль по пьесе Ф.-Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы», который театр представлял на московском фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения испанского поэта и драматурга. Спектакль «Старший сын» по пьесе А. Вампилова в постановке Народного артиста России Валерия Алексеева в 2002 году был показан на фестивале «Золотой конек» в Тюмени. Приз этого фестиваля «За честь и достоинство» был вручен Любови Иосифовне Ермолаевой. Режиссером из Северска Натальей Корляковой поставлен спектакль «Синьоры, репетиция начинается» по пьесе Э. де Филиппо, пользующийся у зрителей неизменным успехом.

<В различных режиссерских экспериментах городской драматический театр «Студия» Л. Ермолаевой» неизменно и последовательно сохраняет идею русского психологического театра. Это не раз подтверждалось победами на различных театральных фестивалях. В марте 2012года спектакль «Воля-волюшка» (по повести Ф. Достоевского, режиссер – И. Малахов) победил в номинации «Лучший спектакль года». В мае он был показан уже на Международном юбилейном фестивале «Славянские театральные встречи», получив высочайшую оценку критиков. В ноябре 2012г. на II Региональном фестивале «Сотоварищи» в г. Тара, посвященном 85-летию со дня рождения М. Ульянова, актеры театра одержали победу в номинации «Лучший актерский дуэт» (Н. Тыщенко и В.Романов) в спектакле «Жульета» С. Руббе (режиссер Л. Ермолаева). Пережив тяжелейшую утрату в 2013 году - уход режиссера Ю. Шушковского и художественного руководителя Л. И. Ермолаевой, театр остался верен заложенным традициям. Он постоянно ищет повод для нового диалога со зрителями. Ведь любой из них должен получить возможность выработать собственную жизненную позицию по волнующим его проблемам, а также получить современное, нетривиальное сценическое прочтение классических пьес, благодаря таким спектаклям, как: «Дорогая Памела» Д. Патрика, «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Тарелкин» А. Сухово-Кобылина, «Ветер в тополях» Ж. Сиблейраса и др. В марте 2014 года прошли успешные гастроли театра в турецком городе Анталия со спектаклем «Царица-Любовь» Н. Хикмета в постановке И. Малахова. В феврале 2015 года театр побывал на престижном Международном Пушкинском фестивале в городе Пскове с «Маленькими трагедиями» А. Пушкина (режиссер-новатор - Максим Диденко). Спектакль был представлен на сцене Псковского театра драмы, наряду с такими прославленными коллективами, как Театр на Таганке и Театр «Школа Драматического искусства» (г. Москва), Театр на Литейном и «Театро Ди Капуа» (г. Санкт-Петербург). В июле 2015 г. художественным руководителем театра стала заслуженный деятель искусств РФ Н. Г. Корлякова. Выбор высококачественной драматургии, уникальность творческой биографии театра позволяют «Студии» Л. Ермолаевой» занять свою нишу в культурном пространстве города.

Режиссер Ю. Шушковский

Юрий Юрьевич Шушковский родился 31 января 1957 года в городе Омске. Окончил в 1979 году автодорожный институт по специальности «Строительство автомобильных дорог», но нравственные и духовные поиски привели его в 1994 году в Высшее Театральное училище им. Б.В.Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова, где он получил диплом по специальности «Режиссура драмы».

Юрий Юрьевич — создатель, художественный руководитель и режиссер первого и уникального в своем роде пластического театра «Группа ХарАктеров» при Дворце искусств им. Малунцева. Театр «Группа ХарАктеров», под руководством Юрия Шушковского в течение 17 лет был постоянным лауреатом и дипломантом Областного фестиваля любительских театров «Театральная весна». Спектакли Юрия Шушковского получили высокую оценку жюри, критиков, театроведов и зрителей. В пластическом театре шлифовалось мастерство режиссера Шушковского, оттачивались навыки сценического движения, актерской выразительности и систематизировался уникальный опыт. Юрий Юрьевич охотно делился своими знаниями и опытом на городских и региональных семинарах.

С «Городским драматическим театром „Студия“ Л. Ермолаевой» Юрий Юрьевич сотрудничал в качестве режиссера-постановщика, а также педагога по пластике и сценическому движению с 2000 года. Режиссерский диапазон мастера широк — от классической драматургии до современных авангардных пьес и спектаклей малых форм, в которых он решал вопросы нравственной состоятельности человека и выступал исследователем острых психологических проблем. Так, в спектакле «...Забыть Герострата!» по пьесе Г. Горина в постановке Юрия Шушковского, жюри областного фестиваля «Лучшая театральная работа 2002 года» отметило не только интересные актерские работы, но и оригинальное режиссерское видение «прошлого в настоящем». Премьера 2005 года — комедия «Тело, дело и любовь», поставленная режиссером по пьесе современного английского драматурга Рея Куни «Номер 13», стала ярким событием в театральной жизни Омска. Элегантная, пластичная, музыкальная постановка не только стала лучшей в рейтинге культурных событий января 2005 г. в номинации «Спектакль месяца», но и была признана лучшей комедией года в Омске. Роль секретаря Джорджа Пигдена в исполнении актера Игоря Двоеглазова, тонко отшлифованная режиссером, была отмечена дипломом Лауреата в номинации «Удача сезона» за подписью председателя СТД России — А. А. Калягина. Работу Шушковского высоко оценили омские критики: «...Без преувеличения, спектакль стал лучшей комедией прошедшего театрального сезона в Омске». (Л.Першина, «Новое обозрение», 2005г.) В 2009 году Юрий Шушковский взялся за работу над пьесой, принадлежащей к жанру «новой драматургии». В постановке спектакля «Не про говоренное» по пьесе М. Покрасса режиссер использовал прием «вербатим», ранее не практикующийся в театре «Студия». Спектакль, персонажи которого говорят на современном языке, стал популярен среди молодежной аудитории Западной Сибири. В октябре 2009 года постановка была отмечена на Всероссийском фестивале «Живые лица» (г. Тюмень) дипломом «Лауреата I степени» и дипломом в номинации «Лучшая мужская роль» (Сергей Ювженко за роль Мальчика).

Спектакли Юрия Шушковского всегда отличались неповторимым авторским стилем, яркими актерскими работами, благодаря чему его постановки всегда становились заметным явлением в культурной жизни Омска. Юрий Юрьевич активно сотрудничал и с Омским ТЮЗом, режиссера приглашали ставить спектакли и проводить мастер-классы в другие регионы — Иркутское театральное училище, Тюменскую Академию искусств, Северский театр для детей и юношества (Томская область), русский драматический театр им. Ф. Достоевского в г. Семипалатинске. Не обошел успех стороной и спектакль «Не бойся быть счастливым» по пьесе А. Арбузова («Мой бедный Марат»), поставленный в сотворчестве с художником С. Федоричевым. Это «Спектакль, посвященный великой победе, но не пафосно-морализаторский, не про ужасы войны, а про человеческие судьбы, спектакль о конкретном историческом времени, но, тем не менее, вневременной, актуальный сегодня и интересный завтра». (А.Томилина, Омск театральный, 2010). Последняя работа талантливого режиссера «Соня и Митя» по пьесе питерского драматурга Н. Плоховой, затрагивающая болевые людей проблемы разных поколений, осталась неоконченной... Завершил этот труд молодой режиссер В. Романов.


Ученики Л.Ермолаевой

В последние годы активно развивается творчество воспитанников Л. Ермолаевой. Так, молодой режиссер Виталий Романов создал необычные остропсихологические работы — «Разговор, которого не было» и спектакль-гротеск «Свободное падение» (2013 г.) по произведениям С.Мрожека. Кроме того, несколько веселых детских спектаклей: «Счастливая ошибка» и «Чудесная елка». Большой заслугой В.Романова стала доработка спектакля безвременно ушедшего режиссера Ю.Шушковского «Соня и Митя» (2013 г.)

Алена Устинова создает тонкие, проникновенные музыкально-поэтические постановки: спектакль-концерт «Ты расскажешь мне всю жизнь...» по творчеству О.Митяева и «песни о любви в песочных картинках» — диалог «Без него» (2012 г.). Это истории-размышления, вечный спор о жизни и любви, о правильном и ложном.

Яркий, опытный артист Игорь Малахов работает с классическими произведениями. Его работы «Исповедь счастливчика», «Воля-волюшка..» — глубокое, индивидуальное прочтение текста классиков.

Мастер художественного слова Лариса Дубинина творчески работает с поэтическим текстом разных авторов.

В настоящее время театр-студия активно ищет новые формы работы со зрителем, особенно перспективные проекты создаются по привлечению в театр молодежи. Театр-студия Любови Ермолаевой продолжает искать яркие сценические формы спектаклей, новую оригинальную драматургию, предлагая зрителю для осмысления сложные духовные и нравственные проблемы.